"Аврора" - непобежденная Богиня. 1:200 на 1904 год от "Quest". Краткая справка + блог сборки.
Доброго времени суток всем.
Начинаю новую эпопею - "Аврора" по состоянию на 1904 год.
Во первых, хочу сказать, что в "Аврору" я влюблен с детства. Она всегда привлекала меня какой то неповторимой красотой обводов, стремительностью и дерзостью, что ли. Она всегда являлась для меня олицетворением Российского флота, живой свидетельницей отваги и мужества в Русско-Японскую войну. Я знаю, что в процессе ремонта в 80-е годы корпус почти полностью заменили на новый и исходя из этого многие называют нынешнюю "Аврору" - "макетом". Для меня лично это сути не меняет, считаю чрезвычайно ценным, что мы в наше время пока еще имеем возможность видеть какие Корабли были 100 лет тому назад, не в масштабе 1:200, а в масштабе 1:1. К сожалению именно "пока", потому что после абсолютно ДИКОГО и АБСУРДНОГО решения передать обслуживание "Авроры" коммунальным службам одного из районов Санкт-Петербурга её будущее становится очень неопределенным
.
Не могу сказать, насколько "виновата" "Аврора" в том, что я после школы решил связать свою судьбу с ВМФ, но что определенное влияние было - это точно.
Надо сказать, что этой сборки бы не было, если бы не помощь Юрия aka uvk777, благодаря которому я стал обладателем этого журнала, за что я ему благодарен.
Первый пост, традиционно, будет посвящен краткой исторической справке. Я не являюсь большим специалистом в истории РЯВ, хотя и старюсь читать различную литературу по этому вопросу, особенно книги и материалы того периода. Основным источником для данной справки являлась, на мой взгляд, одна из лучших книг посвященных "Авроре": В.Н. Буров, В. Е.Юхнин Крейсер "Аврора" Памятник истории отечественного кораблестроения, 1987 г. Фото частично взяты из этой книги, частично - с сайта
navsource.narod.ru.
Период проектирования и постройки.
Цитата: В.Н. Буров, В. Е.Юхнин Крейсер "Аврора"
В принятой В 1895 году кораблестроительной программе предусматривалось построить девять крейсеров океанского плавания. При этом учитывались уже новые условия ведения крейсерских операций на морских и океанских коммуникациях, сложившиеся на рубеже двух столетий. Появилась необходимость повышения скорости хода крейсеров не меньше чем до 19-20 узлов при сохранении большой дальности плавания и автономности, а также достаточно сильного артиллерийского вооружения.
Сначала по программе в целях быстрейшего наращивания крейсерских сил решено было построить одновременно три новых однотипных крейсера, у которых в отличие от броненосных крейсеров «Рюрик», «Россия», «Громобой» В возможно большей мере следовало уменьшить водоизмещение, даже за счет броневой защиты. Постройка кораблей, получивших при закладке названия «Аврора», «Диана» и «Паллада», планировалась на верфях «Галерный остров» И «Новое Адмиралтейство» в Петербурге.
Проектирование крейсеров было поручено конструкторам Балтийского завода в Петербурге. Условия заказа на проектирование содержали такие главные требования: водоизмещение - 4300 т, скорость полного хода - до 20 узлов, возможно большая дальность плавания. Для ускорения работ по проектированию в качестве прототипов рекомендовалось ориентироваться на строящиеся во Франции крейсера аналогичного назначения, и в частности на заказанный Россией крейсер «Светлана».
Главный инспектор кораблестроения Н. Е. Кутейников сообщил Балтийскому заводу, что «морское ведомство остановилось на мнении иметь крейсер так же с двумя закрытыми палубами, как и на заказываемом во Франции, но с артиллерией, сосредоточенной всецело на верхней палубе».
Уровень знаний в области определения многих характеристик поведения корабля в море был еще недостаточен. Проектирование новых судов опиралось на использование опыта создания близких по основным параметрам кораблей предшествующей постройки. Великий русский ученый Д. И. Менделеев, с именем которого неразрывно связано развитие учения о ходкости судов, отмечал, что «корабли строили ощупью, пользуясь многоразличною практикой, а не расчетом, основанным на теории или опытах сопротивления».
Придавая большое значение внедрению в практику отечественного кораблестроения научных методов в оценке ходовых качеств проектируемых судов, Д. И. Менделеев внес предложение об организации в России исследовательского центра с лабораторной базой, включающей «опытовый бассейн». Первый в России такой бассейн был открыт в августе 1893 года в Петербурге. Характер И направленность деятельности нового научного учреждения во многом были определены также Д. И. Менделеевым. В числе первых работ бассейна были буксировочные испытания моделей нового крейсера, положившие начало проведению теоретических и экспериментальных исследований в России по изучению ходовых и мореходных качеств кораблей отечественного флота.
Конструкторы Балтийского завода несколько раз изменяли теоретический чертеж крейсера. В результате был выбран вариант обводов, при котором водоизмещение корабля пришлось увеличить до 6630 т. Главные размерения корпуса по конструктивной ватерлинии получили следующие значения: длина - 123,8 м, ширина - 16,8 м, осадка - 6,4 м. Эти элементы вошли в спецификацию на корпус, одобренную Морским техническим комитетом в апреле 1896 года.
В июне 1896 года закончилась разработка основных чертежей крейсера, уточнилась нагрузка. В итоге всех вносимых изменений водоизмещение корабля возросло на 182 т и составило 6682 т. С целью уменьшения перегрузки число 152-мм орудий было сокращено до восьми (вместо десяти), их оставили без броневых щитов. Нормальный запас топлива ограничивался 800 т. Запас провизии обеспечивал автономность плавания в течение 75 суток, а питьевой воды - в течение 1О суток.
Добиться в проекте нового крейсера водоизмещения, почти вдвое меньшего, чем на крейсерах типа «Рюрик», удалось также за счет снижения степени его защищенности. Бронирование бортов и защита артиллерийских орудий здесь не предусматривались. Уменьшению водоизмещения способствовало исключение из состава главной артиллерии тяжелых 203-мм орудий. В ходе постройки водоизмещение крейсеров типа «Аврора» увеличивалось, однако не превысило 5% первоначального спецификационного значения.
Из-за медленной постройки крейсера «Диана», «Паллада» И «Аврора» вступили в строй позднее кораблей того же класса из программы 1898 года. Другие бронепалубные крейсера, построенные в соответствии с этой программой, обладали более высокой скоростью хода - 23 узла, имели двенадцать 152-мм орудий, дальность их плавания составляла 5000 миль, а водоизмещение равнялось 6500 т. Первым из них был крейсер «Варяг», который по своим характеристикам и конструктивному типу представлял собой второе поколение русских бронепалубных крейсеров типа «Аврора».
Бронепалубный крейсер l-го ранга «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года на верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге. Руководил постройкой опытный русский инженеркораблестроитель К. М. Токаревский. В докладе командира Петербургского порта указывалось. что закладная доска, свидетельствующая о времени и месте закладки корабля, на крейсере установлена на верхней полке вертикального киля в районе мидель-шпангоута. На закладной доске было выгравировано имя нового крейсера«Аврора», которое он получил в честь парусного фрегата, отличившегося в боевых действиях в августе 1854 года при защите Петропавловска-наКамчатке от нападения англо-французской эскадры.
Ровно через три года, 11 мая 1900 года, в торжественной обстановке крейсер был спущен на воду. На Неве выстроился эскорт военных кораблей в составе нового броненосца «Ослябя», двух крейсеров и пароходов. Прогремели залпы артиллерийского салюта, и на флагштоке «Авроры» был поднят кормовой флаг. Крейсер достраивался еще в течение трех лет и вошел в состав российского флота 16 июня 1903 года.
Фото периода постройки и эксплуатации до модернизации.
Период Цусимского сражения.
Цитата: В.Н. Буров, В. Е.Юхнин Крейсер "Аврора"
Крейсерский отряд, в состав которого входила «Аврора», в начале боя нес охрану транспортных судов эскадры. После выхода из строя броненосца «Ослябя» крейсера «Олег» и «Аврора» пытались прорваться к колонне броненосцев, но, встретив на пути отряд неприятельских крейсеров, пытавшихся атаковать русские транспорты, вынуждены были повернуть обратно. Отряд русских крейсеров завязал бой с японскими крейсерами. В один из моментов боя «Олег» и «Аврора» попали под перекрестный огонь неприятеля. С одной стороны они обстреливались крейсерами, нападавшими на транспорты, а с другой - артиллерией броненосных крейсеров главных сил японского флота. Русские корабли пострадали здесь больше, чем за все остальное время боя. Против 8 русских крейсеров японцами было брошено 16 боевых кораблей. В ходе сражения 11 из них получили серьезные повреждения и вышли из строя.
Из русских крейсеров наибольшее число повреждений пришлось на долю «Олега» и «Авроры». Возглавляя колонну русских крейсеров, они приняли на себя главный удар противника. Тяжелое повреждение имел крейсер «Светлана». На нем было пробито и заполнено водой носовое отделение, отчего корабль получил значительный крен на нос. Остальные крейсера понесли незначительные потери.В материалах Исторической комиссии отмечалось, что «нельзя не заметить разницы в результате боя на броненосных отрядах и на крейсерах. В то время как из 12 броненосцев японцами было утоплено 4 и сильно избит 1, крейсера наши все сохранили боеспособность почти полную». При этом следует отметить, что русские крейсера, в том числе совсем новые «Олег» И «Аврора», не были предназначены для эскадренного боя с главными силами противника - его броненосцами и броненосными крейсерами. Поэтому их действия в Цусимском сражении были направлены лишь против крейсерских отрядов неприятеля. Японuы также не считали свои бронепалубные крейсера способными вести бой с броненосцами и ограничили их задачу действиями против русских транспортов и охранявших их крейсеров.
В бою крейсер «Аврора» получил 21 попадание. Борт был изрешечен, но жизненно важные части корабля существенно не пострадали, и он мог держать прежний ход. Наибольшие повреждения были нанесены фугасными снарядами, так как одно попадание такого снаряда вызывало огромные разрывы борта или палубы. Наглядная картина полученных «Авророй» повреждений предстает со страниц вахтенного журнала крейсера:
« ... В шпилевом отделении снарядом большого калибра разворочен правый якорный клюз; в борту от клюза до уровня верхней палубы осколками снаряда сделаны 10-15 пробоин различной величины, из них две плошадью 2 кв. фута на высоте 4 фута от ватерлинии; погнуты шпангоуты;правый якорь не отдается.
Помещение носового минного аппарата затоплено водой через разрывы заклепочных соединений листов наружной обшивки.
Под полубаком снарядом 6- или 8-дюймового калибра разворотило борт площадью до 12 кв. футов, разбито все внутреннее оборудование.
По правому борту в районе 2-й угольной ямы 11 мелких .пробоин на уровне ватерлинии; яма быстро заполнилась водой, и корабль получил крен. Для выравнивания крена командой крейсера затоплены 8-я и 9-я ямы левого борта.
Сбита 37 -мм пушка на кормовом мостике. Повреждена фок-мачта, разбиты марсовая дальномерная станция с. дальномером «Барра и Струда», три оптических прибора определения дистанции системы Мякишева и прожектор.
Носовая дымовая труба получила две пробоины, одна из которых, площадью 32 кв. фута, расположена на 1/3 высоты от верхней палубы.
Средняя труба имеет пробоину в 25-35 кв. футов, и вся труба наклонилась вперед.
Все судовые вентиляционные раструбы изрешечены осколками. По всему кораблю настил верхней палубы имеет много глубоких
впадин, нарушена герметичность.
Разбиты все плавсредства (катера, шлюпки, вельботы). Выведены из строя 5 орудий 75-мм калибра. Артиллерийские установки получили повреждения, но после восстановительного ремонта остались пригодными для стрельбы, за исключением одного 75-мм орудия (деформирован ствол). Разбиты циферблаты приборов централизованного управления огнем ... »
В бою крейсер выпустил 303 снаряда из главного 152-мм калибра, 1282 снаряда из 75-мм орудий И 320 снарядов из 37-мм пушек.
Нанесенные кораблю повреждения и человеческие жертвы явились следствием разрывов снарядов, не только прямо попавших в крейсер, но и тех, которые взрывались при недолетах, образуя мощную ударную волну с тысячами осколков. В донесении старшего артиллерийского офицера крейсера «Аврора» отмечалось: «Сила взрыва снаряда до такой степени велика, что его осколки в 11 местах пробили у нас борт у воды. Эти осколки пролетели через угольную яму, пробили внутреннюю переборку и вылетели в коридор жилой палубы».
Большие потери от взрывов фугасных снарядов несли экипажи кораблей. Так, на «Авроре» фугасным снарядом, попавшим в правый борт, в стык верхней палубы, было убито и ранено 14 человек. Разорвавшийся на верхней палубе по правому борту снаряд вывел из строя сразу 15 человек. Такие потери, казалось, должны были вызвать страх или замешательство у команды. Но когда у орудий оставалось только двое - стреляли вдвоем, оставался один - стрелял один, пока не подходило подкрепление. Один из
офицеров крейсера «Аврора» вспоминал впоследствии: « ... Наши команды держались в бою выше всяких похвал. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, предупреждая о каждом неприятельском выстреле, прикрывая в момент разрыва собой офицеров. Покрытые ранами, кровью, матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. даже не шли на перевязку! Посылаешь, а они - "Успеется, после, теперь некогда!"»
Мужественно держались и матросы, занятые на заделке пробоин, откачке воды, тушении пожаров. Благодаря быстрым и умелым действиям личного состава крейсера опасные повреждения своевременно устранялись.
Всего на крейсере «Аврора» погибли 16 человек, были ранены 83 человека. В самом начале смертельное ранение получил командир крейсера капитан 1-го ранга Е. Р. Егорьев. Вместе с ним в боевой рубке были ранены еще три офицера (штурман, старший артиллерийский офицер, старший минный офицер).
...
Уцелело меньше половины кораблей эскадры. И среди них - крейсер «Аврора». Вместе с крейсерами «Олег» И «Жемчуг», подвергаясь преследованию японских миноносцев, «Аврора» предпринимала попытки прорваться во Владивосток. Как отмечали очевидцы, интенсивность атак вражеских миноносцев была настолько высока, что «приходилось часто перекладывать руль с борта на борт, отворачивая от нападаюших миноносцев, которые иногда были так близко, что ясно были слышны звуки выстрелов из минных аппаратов и видны вспышки пороховых зарядов. Таких выстрелов, выпущенных по «Олегу» И идущей близко за ним «Авроре», насчитали более 17».
После нескольких часов маневрирования командование отряда приняло решение идти на Филиппинские острова - для перехода во Владивосток топлива уже не хватало. 3 июня 1905 года крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» вошли в порт Манила.
В Маниле крейсер «Аврора» находился четыре месяца. В течение этого времени силами команды и рабочих портовых мастерских исправлялись боевые повреждения. Ежедневно на корабле работало до 100 мастеров и рабочих. 27 сентября 1905 года крейсер вышел в море на пробу механизмов, а 15 октября покинул Манилу и направился в Россию.
Фото после Цусимского сражения и ремонт в Маниле.
Сборка будет производиться из журнала от Quest. Имеемый журнал представляет белую окраску "Авроры", т.е. можно считать, что она будет на момент подготовки Второй Тихоокеанской эскадры (ориентировочно на июнь 1904), после подготовки и ремонта "Авроры" в Кронштадте (но перед докованием, после которого крейсер был перекрашен в боевые цвета Второй Тихоокеанской эскадры — чёрные борта и светло-жёлтые трубы).
Обзор журнала и первых шагов в изготовлении - в следующем сообщении.
Всем удачной сборки и хорошей сходимости!
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...