Частный Военно-Исторический Архив :  Navarin.Ru Navarin.Ru
Издательство А.А. Гармашева 
Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 07.12.2017 11:39

Артур Борисович наваял очередной шедевр , не даром я в РГА ВМФ пять лет бегал по кабинетам с уговорами на копирование чертежей из крупногабаритного альбома. Взялся я историческую справку писать на этот "девайс" и впал в неконтролируемый ужас от понимания очередной засады : там оказалось СТОЛЬКО недомолвок и материалов , которые прямо указывают на дикое количество откатного воровства! Ладно бы только пресловутый "семипудовый любитель французских шлюх" , но ведь видно , что для такого контракта с русской стороны его или полные олигофрены или ... дикие воры-откатники подписывать должны были!
По мере разбирательства я опишу ситуацию и из этих "описаний" составлю историческую справку.

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 07.12.2017 11:59

Мельников , конечно , историк уважаемый , но заносит его часто и он вместо досконального исследования начинает "гнать политику" и вот что он пишет по этому поводу :

Крейсер «Очаков»Мельников Рафаил Михайлович

И все же самой главной причиной срыва сроков готовности „Богатыря” явилось опоздание поставки его башенных установок.
Отсутствие проекта этих башен заставило МТК в журнале от 29 января 1899 г. „оставить вопрос о них открытым”. Фирма считала себя обязанной поставить только самые башни с центральными трубами и „куполообразными” крышами, а поворотные столы, механизмы подачи и заряжания и т. п. относила к области поставок заказчика. Считая, что фирма, будучи инициатором применения башен на корабле, сама же и предусмотрит для них соответствующую нагрузку в проекте, а распределение заказа согласует с ГУКиС, Морской технический комитет, по объяснению главного инспектора артиллерии генерал-майора А. С. Кроткова, не вдавался в детали и был крайне удивлен сообщением, что фирма предполагает применять башни системы Круппа. Эти башни по размерам соответствовали башням 152-мм орудий на наших броненосцах типа „Полтава” и обладали несравненно большим весом, чем отводился для них в проекте „Богатыря”.
В результате только в мае 1899 г., когда выяснилось, что башни будут изготовляться в России, МТК, сопоставляя конкурсные предложения отечественных заводов на их поставку, установил, что перегрузка на крейсере из-за неучтенной своевременно массы башен составит около 80 т. Сверх того 25 т перегрузки появились из-за невнимания фирмы к изложенным в контракте требованиям к оборудованию погребов и т. д. Общая по крейсеру перегрузка к 21 апреля 1900 г. дошла до 121 т, что приводило к увеличению осадки на 76 мм и уменьшению метацентрической высоты с 0,750 до 0,705 м. Пришлось для компенсации перегрузки согласиться с предложением фирмы уменьшить толщину „верхнего бронирования” передних и задних стен казематов 152-мм орудий соответственно с 85 до 80 и с 40 до 35 мм, передних и задних стен боевой рубки — со 150 до 140 и со 100 до 90 мм, брони трубы под боевой рубкой — с 75 до 70 мм; для повышения остойчивости корабля пришлось опустить верхнюю палубу на 100 мм.
Еще 3 т „экономии” было получено за счет ликвидации рубашки под крышами башен. Предназначавшаяся для задержания осколков, эта рубашка оказывалась излишней при новом материале крыши, не дающем осколков.
В ходе рабочего проектирования значительным изменениям подверглись и сами башни, и мало им соответствовавшие смежные конструкции корпуса. Завод „Вулкан” явно не спешил с согласованием проекта башен, который Металлический завод в Петербурге, руководствуясь чертежами корпуса крейсера, представил уже в июле 1899 г. В Штеттине проект изучали 10 недель. А когда Металлический завод, получив замечания фирмы, за три недели откорректировал проект, понадобилось еще пять недель, чтобы дождаться согласующего ответа фирмы. Из-за промедлений с утверждением проекта башни могли быть готовы только 3 июля 1901 г. (вместо декабря 1900 г.). Еще четыре — шесть месяцев требовалось на перевозку их из России и сборку на крейсере, что задерживало его готовность до ноября 1901 — января 1902 г. Иначе говоря, даже с учетом разрешенной очередной 8-месячной отсрочки башни сильно запаздывали.Только к 1 сентября 1901 г. обе башни, наконец, были отправлены из Петербурга в Германию, да и то станки (откатные части) орудий еще задерживались для испытаний стрельбой на морской батарее Охтенского поля.

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 07.12.2017 12:05

А вот уже конкретный уточнения по деньгам :

"Так за изменение конструкции и улучшенный материал броневой палубы пришлось доплатить 239332 марки, за замену материала крыши и палубы боевой рубки — 9750 марок, за такую же замену в башнях — 2400 марок и за замену броневого прикрытия четырех элеваторов на нецементованную броню Круппа — 53550 марок. Из-за всех задержек «Богатырь» сошел на воду 17 января 1901 года, в мае, после установки машин прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Получив отсрочку до 15 марта 1902 года, фирма уложиться в нее не успела, и лишь в мае смогла предъявить крейсер к сдаче."

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 14.12.2017 17:12

Вот современная оценка артиллерийского вооружения крейсера :"Крейсера типа «Богатырь» несли по 12 152-мм орудий. Они размещались в двух двух орудийных башнях в оконечностях корабля, четырёх одноорудийных казематах по бортам, сдвинутых к оконечностям, а также в четырёх палубных установках за щитами. Распределение артиллерии обеспечивало огонь четырёх орудий на нос и корму, на борт могли вести огонь восемь 152-мм стволов. Формально, по последнему показателю «Богатыри» имели превосходство над «Варягом» и «Аскольдом» и это было важным аргументом в их пользу, но на практике всё оказалось иначе.

Башни, изготовленные Металлическим заводом, имели электрический и ручнойпривод и должны были обеспечить массирование огня в нужном направлении. На практике они оказались тесными и ненадёжными, легко заклинивались. При интенсивной стрельбе концентрация пороховых газов в башнях достигала опасного для персонала уровня. В результате, скорострельность башенных орудий оказалась вдвое ниже, чем у палубных и казематных — лишь 3 выстрела в минуту на ствол. Кроме того, башенные орудия имели различия в наведении с остальными, что мешало централизованному управлению огнём. В итоге, то, что виделось преимуществом проекта, стало его недостатком." , но это уже с учётом послезнания.

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 14.12.2017 17:20

Вообще , изучив всю ныне имеющуюся литературу и архивные материалы я неприятно поражён полным отсутствием точного определения тактического предназначения русских "6-тысячников" и из башенной версии в том числе. Отменно вооружённые и это не смотря на выявленные недостатки , вполне мореходные и скоростные ... эти крейсера были или слишком сильными или ... слишком слабыми.
При их размерах уязвимость без бортового бронирования перевешивала их достоинства , а для океанского рейдерства такие крейсера выглядели излишне дорогими и не продуманными монстрами. Это же относится и к вооружению - башни были уместны не взирая на недостатки , но калибр орудий в этих башнях не соответствовал самим башням. Сегодня взгляд на век назад выявляет всю странность "адмиральских хотелок".

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 10.01.2018 20:59

Данный комплект чертежей будет издан после 20 января.

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
От: dmirg78
Дата: 11.01.2018 18:46

Заказываю. Сколько стоит? Напомните, пожалуйста, как Вам можно заплатить.

Re: Башни крейсера 1 ранга "Богатырь".
Дата: 23.01.2018 23:29

Докладываю , господа моделисты : чертёж "Башни крейсера БОГАТЫРЬ" вывезен из типографии - пятнадцать минут тому назад перетащил всё в дом. Определена и розничная цена - 300 рублей.



Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы написать сообщение.
© 2001-2024 Navarin.Ru