Частный Военно-Исторический Архив :  Navarin.Ru Navarin.Ru
Издательство А.А. Гармашева 
Боты-крейсеры мурманской станции спасения на водах.
Дата: 13.01.2018 12:26

Сразу должен сказать , что фото и схема в статье журнала "Гангут" показывает одно из спасательных судов мурманской станции , но не бот-крейсер конструкции Колина Арчера. Это сразу видно , если вспомнить , что Арчер боты-крейсеры конструктивно уподобил "Фраму" с его очень характерными обводами.
Прототипом спасательного судна послужил парусный бот конструкции норвежца Колина Арчера, прославившегося созданием знаменитого "Фрама" для экспедиции Ф. Нансена. Кстати, его именем был назван первый из ботов. С 1893 по 1901 год на верфи Арчера в Нарвике было построено близких по размерам и конструкции 16 судов. Они оказали значительную помощь норвежским рыбакам и получили одобрение морских специалистов за прекрасные мореходные качества.

В мае 1902 года представители Общества спасения на водах заказали Колину Арчеру два одинаковых спасательных бота общей стоимостью 18,5 тыс. рублей. Одно из них должно называться "Великая княгиня Ксения Александровна", другое — "Великий. князь Алексей Михайлович" . В разработке проектного задания на постройку принимали участие морской инженер-судостроитель генерал-майор А. К. Боярский и заведующий спасательными станциями и начальник Мурманской промысловой экспедиции Л. Л. Брейтфус.

Заказанные суда имели большие по сравнению с прототипом размеры, так как должны были эксплуатироваться в более суровых условиях. Каждый из них представлял собой килевой двухмачтовый парусник, вооруженный по типу кэча. Почти весь набор корпуса выполнили из дуба, только киль и кильсон — из американской сосны. Наружная обшивка толщиной 60 мм была из дуба, а внутренняя — из сосновых досок толщиной 38 мм. Планширь, кнехты, входные
люки, руль и румпель сделали из дуба.

Судно разделялось четырьмя поперечными водонепроницаемыми переборками из сосновых досок толщиной 63,5 мм с плотно запиравшимися дверями, между которыми располагались жилые помещения. Чугунный киль посредине судна скреплялся с кильсоном сквозными железными болтами. В трюме находился дополнительный балласт — чугунные чушки.

Гафельное парусное вооружение состояло из грота, бизани, кливера, стакселя и топселя. Имелось также два запасных паруса: грот и стаксель. Просторную верхнюю палубу сделали из сосновых досок толщиной 60 мм. В корме для рулевого устроили специальный люк с непроницаемыми стенками высотой 0,9 м со шпигатами для стока воды. В снабжение бота входили шлюпка длиной 3,66 м, два адмиралтейских якоря весом 150 и 100 кг, один верп, якорная цепь длиной 137 м, лебедка для подъема якоря и пушка на дубовом основании для выстреливания линя.

После завершения постройки 20 октября 1902 года боты со своими командами (шкипер и четыре матроса на каждом) вышли в море для определения мореходных качеств и хода под парусами. Вместе с ними для сравнения ходило норвежское спасательное судно. Боты хорошо слушались руля, легко поворачивались под парусами, не зарывались в волну и не принимали воды на палубу.

Плавания вдоль мурманского побережья в 1903 году выявили в конструкции судов ряд недостатков. Осенью боты направили в Тромсё на верфь, принадлежащую О.(Олафу?) Альвику. За ремонтом наблюдал А. К. Боярский. Грот-мачты заменили новыми большего диаметра, поставили стоячий такелаж большей толщины с новыми юферсами и талрепами.

Для лучшего поперечного крепления добавили 16 деревянных книц под бимсы и в носовой части брештуки из цельной деревянной кницы. Каюту оборудовали вытяжным вентилятором и устроили вентиляцию пространства между наружной и внутренней обшивками с помощью системы трубок. Длину якорной цепи увеличили на 110 м и изготовили новые чугунные клюзы.

Несмотря на сложности, деятельность спасательных ботов была достаточно успешной. Только в первые восемь лет службы они фактически спасли 43 судна со 143 рыбаками. Значительно большее количество аварий за то же время им удалось предотвратить. Они отбуксировали или конвоировали 304 промысловых судна, на борту которых находилось 1 104 человека, оказали помощь на рейдах 22 судам.

Маленькие парусные боты находились в плавании от 150 до 230 дней в году без смены экипажа, состоявшего тогда из шкипера и трех матросов Необходимо отметить мужество этих моряков-поморов и профессиональную выучку На этих ботах прошли суровую школу многие моряки Севера, в том числе известный впоследствии штурман и капитан И. П. Ануфриев.

Сезон 1914 года оказался коротким. Из-за начавшейся первой мировой войны боты вернулись в Кольский залив, где их разоружили. Только через 10 лет после образования Центрального комитета спасения на водах они были переименованы в "Шторм" и "Комсомолец" и вновь продолжили свою службу. В первую свою кампанию 1925 года они спасли у острова Кильдин два парусно-моторных судна с 48 человеками на борту.

Перед новой навигацией их отправили на капитальный ремонт в Норвегию. Там им заменили все крепления в подводной части корпуса и часть обшивки, сшили новые паруса. На ботах смонтировали радиостанции и экипаж, по некоторым данным, увеличили до пяти человек. Только в 1926 году крейсеры оказали серьезную помощь 31 судну с 78 рыбаками... К сожалению, выяснить судьбу ботов до конца не удалось. Известно только, что они плавали на Севере до начала Великой Отечественной войны.

Интересно и то , что конструкция рубки над жилым помещением была построена с учётом возможного обледенения , а поверх фальшборта были поставлены металлические стойки для стального троса за который полагалось крепить концы выкидываемые за борт - для спасаемых.

В документах русского севера осталось такое свидетельство работы спасателей :
"СТАНЦИИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ТОНУЩИХ КОРАБЛЕЙ, открыты Комитетом для помощи поморам Русского Севера в 1902 в становищах Териберка (спасательный бот «Великая княгиня Ксения» под командой шкипера И. П. Ануфриева) и Рында (спасательный бот «Великий князь Александр Михайлович» под командой шкипера А. Е. Таратина). Начальный период их деятельности курировался начальником Мурманской научно-промысловой экспедиции Л. Л. Брейтфусом. В 1903–1910 была оказана помощь 347 судам."



Редактировано 1 раз, последний 13.01.2018 12:29 пользователем гармашев.



Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы написать сообщение.
© 2001-2024 Navarin.Ru