Re: "Катера мобилизованные войной" и иные ... катера.
Дата: 17.12.2010 20:20
Теперь дальше , мне повезло найти обсуждение ярославцами истории службы своих дедов и там нашлись и материалы по катерам , цитирую :
"Еще в начале тридцатых Рыбинский судостроительный завод прошел реконструкцию. Обновилось оборудование, были построены новые помещения и стапели. В итоге предприятие, известное тогда как завод №341, смогло приступить к массовому выпуску универсальных катеров типа «Р», то есть «Рыбинец». Это было сваренное из стальных листов судно длиной чуть более 20 метров, которое имело водоизмещение порядка 30 тонн, а два бензиновых двигателя позволяли катеру развивать скорость до 17 километров в час.
Почти одновременно Ярославский судостроительный завод, известный тогда как завод №345, тоже приступил к выпуску принципиально нового транспортного средства. Работавшее на предприятии конструкторское бюро под руководством главного инженера Л.Г.Пискунова создало катер «Ярославец», который имел длину 18 с лишним метров и водоизмещение 23,4 тонн, а дизель позволял судну развивать скорость до 13 километров в час. Всего было разработано две модели: «Я-5» предназначался для разъездов, а «Я-6» планировался в качестве буксира. Вскоре они начали трудиться на Волге, Каме и Онежском озере, обслуживать сибирские лесосплавы.
Славный путь прошли в войну катера марки «Ярославец». После начала войны многие из них превратились в посыльные дивизионные суда, которые несли на борту по два орудия и по паре пулеметов, а другие стали минными тральщиками. Но впервые заметную роль они сыграли, безусловно, в Сталинградской битве. Чтобы помочь нашим войскам расправиться с крупной немецкой группировкой, туда была направлена созданная решением Государственного Комитета обороны Волжская военная флотилия из двух сотен различных речных судов под командование контр-адмирала Д.Д.Рогачева. Были в их числе и два отряда катеров-«ярославцев». Помимо огневой поддержки наземных частей, они выполняли и другую важную задачу: доставляли с одного берега Волги на другой все необходимое для воюющей здесь 62-й армии. Недаром ее командующий, генерал-лейтенант Василий Чуйков впоследствии писал: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».
А осенью 1942 года к Сталинграду подошли еще 10 советских небольших судов любопытной конструкции. Дело в том, что флотское командование высоко оценило результативность применения на «сухопутных» фронтах реактивных установок, известных как «катюши», и приняло решение вооружать ими речные катера. Самыми удобными для этого оказались «ярославцы».
В Сталинграде первый выстрел из реактивного бортового комплекса по береговой позиции, занятой фашистами, сделал бронекатер под командованием будущего Героя Советского Союза Константина Воробьева. Не отставали и другие ярославские катера. В итоге все десять оборудованных реактивными установками М-8-М судов внесли свой вклад в сталинградский разгром противника.
После завершения битвы «ярославцев», которых к этому времени насчитывалось уже свыше шестидесяти, перебросили на другие важные участки боевых действий.
Так, 1 августа 1943 года командующий Волжской военной флотилией распорядился отправить пять таких минных катеров своим ходом в Саратов, а оттуда перевезти по железной дороге на озеро Ильмень. Здесь прибывшие суда вошли в особый дивизион, охотившийся за неприятельскими корабл@ми. До 22 ноября, пока не закончилась навигация, усиленная «ярославскими» катерами озерная флотилия успела уничтожить несколько десятков шхун, доставлявших припасы для немецких войск, а пять судов захватила. Затем, в апреле 1944 года, «ярославскую пятерку» передали на Чудское озеро. Здесь наши катера вместе с другими судами занималась транспортировкой с одного берега на другой советских дивизий. Правда, в ночь с 16 на 17 августа 1944 года на Чудском озере под бомбами немецких самолетов погиб один катер-«ярославец». Но остальные вскоре благополучно перевезли по железной дороге в Ораниенбаум, и они действовали до конца войны уже на Балтике.
Еще 16 «ярославцев» были переброшены с берегов Волги в сформированную 13 апреля 1944 года Дунайскую военную флотилию. Два из них, увы, уже через несколько дней подорвались в Одесском заливе на минах. Зато остальные с боями прошли по Дунаю свыше двух тысяч километров. Путь этот был нелегок - и парадоксально, что препятствия флотилии чинили временами не только немцы, но и наши же союзники. Ведь по странному стечению обстоятельств, английские и американские летчики стали сбрасывать в Дунай магнитные и акустические мины лишь к исходу 1944 года - причем напичкали ими как раз те участки речной акватории, по которым планировали пройти советские бронекатера. А в ходе Белградской операции к этим проблемам прибавилась и мощная линия обороны, созданная гитлеровцами на 115-километровом отрезке берега. Возможность прорыва здесь кораблей флотилии полностью исключалась. Но наши речники нашли выход и попросту «обогнули» опасный участок по старинным, прорытым еще полтора века назад каналам, соединяющим Дунай с рекой Тиссой. Для этого пришлось преодолеть почти двести километров узких, мелких и перегороженных одиннадцатью шлюзами водоемов, но цель была достигнута - враг остался позади.
Одной из самых ярких операций Дунайской флотилии стал проведенный 11 апреля 1945 года в центре Вены захват Имперского моста - единственной еще не взорванного пути с одного берега реки на другой. Все попытки советских частей штурмом взять сооружение были тщетными, и тогда это поручили флотилии. Ясным днем, когда враг не ждал атаки, в акватории Дуная показались пять бронекатеров с десантом и восемь «ярославцев», открывших из своих палубных «катюш» огонь по берегам. Гитлеровцы были ошеломлены «водной» атакой, которую затем поддержали уже советские бомбардировщики. Это позволило бронекатерам высадить десант и захватить мост.
Наконец, еще часть ярославских катеров после Сталинграда была перекинута по железной дороге в Днепровскую флотилию. Последняя летом 1944 года участвовала в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Корабли флотилии вышли на Березину и поддерживали своим огнем наступающую 65-ю армию, которой командовал уроженец Ярославского края, генерал-полковник Павел Батов. Сперва суда использовали свои пулеметы и орудия, но у райцентра Паричи «ярославский» катер №14 впервые применил свою реактивную установку, сделав залп по наведенной немцами переправе. Ее удалось полностью разрушить. Однако затем выстрел из стоявшей на берегу самоходки «фердинанд» разбил рубку бронекатера. Осколками был смертельно ранен его командир - лейтенант Анатолий Корочкин, и убит рулевой. Зато уничтожение моста привело к тому, что от основных войск противника оказались отрезаны две дивизии, которые удалось быстро уничтожить подоспевшей советской пехоте. Командарм Павел Батов прислал телеграмму, в которой содействие Днепровской флотилии штурму Паричей называлось решающим, а всем экипажам кораблей объявлялась благодарность.
Приняв участие в освобождении белорусских городов Бобруйска, Петрикова, Турова, Лунинца и Пинска, катера «днепровцев» были переброшены по железной дороге в польский город Треблинка. Отсюда по Западному Бугу они прошли к устью реки Нарев и помогли своим огнем взять города Сероцк, Зегже и Дембе. Следующие полтысячи километров флотилия проделала по рекам Висла, Нотц, Варта и Бромбергскому каналу. Потом во время мощного артиллерийского наступления на Кюстринском плацдарме она часами вела огонь из всех орудий и палубных «катюш», высаживала десант в районе Хохензаатена, осуществляла переправы наших войск через Одер. Эту реку на «ярославских» катерах пересекли, кстати, 27 апреля 1945 года в районе города Шведт и подразделения 234-й Ярославской коммунистической стрелковой дивизии.
Увы, в саму столицу Германии флотилия по воде добраться не могла, а железные дороги для перевозки судов оказались разбиты. К подступам Берлина на грузовиках доставили только легкие маленькие военные полуглиссеры, которые и форсировали Шпрее - последнюю преграду перед «сердцем» Третьего Рейха. За трое суток катерники переправили через нее 16 тысяч человек, 600 орудий и минометов, 27 танков, большое количество разного военного имущества. Но, безусловно, без поддержки «ярославцев» с их «катюшами» эти маленькие полуглиссеры не дошли бы до Берлина.
Второго мая его гарнизон капитулировал, а спустя сутки Днепровская флотилия получила приказ идти в район балтийской военно-морской базы Свинемюнде и острова Рюген. Отправились сюда и «ярославские» катера.
Правда, здесь их огневая поддержка уже не требовалась: гарнизоны противника частью сдались, а частью попросту разбежались. Зато отряд катеров под командованием капитан-лейтенанта В. В. Шеляга сделал приятные находки. Сперва в канале, ведущем из Штеттинского залива в Балтийское море, он обнаружил недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов», местонахождение которого до того оставалось неизвестным, а затем на внешнем рейде Свинемюнде - линкор «Шлезиен», уже спешно брошенный немецкой командой. На обоих военных кораблях тут же спустили фашистские флаги и подняли советские, что завпечатлел для истории известный кинооператор Роман Кармен.
После войны три стальных ветерана-«ярославца» были установлены на постаментах в Новороссийске, Таганроге и Киеве. А остальные вернулись к мирному труду и еще около пятнадцати лет работали в акваториях рек Советского Союза."
Это собрали жители Ярославля при изучении истории своего края применительно к годам ВОВ.
Думаю что этого с лихвой хватит для обоснования интереса к модели такого простенького катера.А чертежи отменно вычертил Д.С.Венедиков , знакомый многим как "Дениска Сергеевич".