Доброго времени суток всем!
Этим топиком, я открою новую для себя тему моделей, объединенных литературным произведением. Мне давно хочется собрать модели техники, упоминаемые или как то связанные с романом «Балтийское небо» Н.К. Чуковского.
Этот роман произвел на меня, в свое время, неизгладимое впечатление. Рассохинская эскадрилья, Лунин, Чепелкин, Татаренко стали для меня гораздо больше, чем просто литературные персонажи. Я считаю этот роман, пожалуй, лучшим художественно-документальным произведением о суровых военных буднях Ленинграда в годы блокады.
Документальным – потому что Н.К. Чуковский сам принимал участие в войне. С 22 июня 1941 г. он был военным корреспондентом газеты «Красный Балтийский флот», участником обороны Ленинграда, во время блокады оставался в городе. Рассохинская эскадрилья, описанная в романе, имеет реальный прототип – это эскадрилья 3-й гвардейского истребительного Краснознаменного ордена Ушакова авиационного полка ВВС ВМФ. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, которые служили в этом полку (Рассохин, Лунин), а у многих даже сохранены фамилии (Татаренко, Чепелкин). Многие эпизоды воздушных боев, описанных в романе, зафиксированы в реальных журналах боевых действий 3-го и других авиационных полков ВВС Балтийского флота. Отдельных слов заслуживает описание Ленинграда. Он описан с такой неподражаемой точностью, что читая строки романа, у меня перед глазами реально вставали образы тех домов, улиц и зданий, которые я вижу в своем городе. К сожалению, не все конечно сохранилось до настоящего времени в том виде, как описано в романе, но многие места пока еще сохраняют исторический вид.
Художественным – потому, что Н.К. Чуковский удивительно точно передает дух и настроение того времени. Чувства людей живущих и воюющих в блокадном Ленинграде, не скатываясь в пропагандистские штампы и приукрашивания. Смотря фото и кинохронику тех времен, читая воспоминания реальных людей, я все время удивляюсь, насколько точно это соответствует тому, что описано в романе (а точнее наоборот).
Подводя итог этому вступлению, я еще раз повторю основную свою, возможно несбыточную, мечту – попробовать собрать как можно больше моделей техники, упомянутых в романе, а так же реально принимавших участие в боях на Ленинградском фронте (В этом смысле – сделанная БТ-шка, так же относится сюда – модель дана в окраске зимы 41-42 года Ленинградского фронта. Мех-Корпус, в составе которого находились учебные БТ-2, перед войной размещался в Гатчине. Впоследствии они использовались в основном на Финском фронте, но и в списочном составе техники Лениградского фронта на зиму 42-43 года продолжали числиться два БТ-2).
Первой моделью в этой серии будет Миг-3.
В самом романе он упоминается явно лишь однажды, в следующем эпизоде:
Цитата: Н.К. Чуковский. «Балтийское небо»
Далеко впереди он увидел широкий, приземистый холм, поднимавший над полем рощу из редких стволов. Помня карту, он догадался, что это Пулкова гора, и пошел к ней. Там находилась знаменитая Пулковская обсерватория. Фронт проходил совсем рядом. Но Лунин решил дойти до нее.
Следя за полем внизу, он теперь стал замечать, что на нем время от времени внезапно возникают маленькие темные пятна.
Он хорошо знал, что это такое: по полю бьет немецкая артиллерия, снаряд, разрываясь, переворачивает землю, и на снегу образуется темное пятно. Он решил набрать высоту, пройти над Пулковой горой и посмотреть, где стоят немецкие батареи. Но не успел он подняться на сотню метров, как у него замолк мотор.
В этом не было ничего неожиданного, так как перебои в его моторе случались не раз и раньше, — вероятно, еще и в то время, когда на этом самолете летал Никритин. За шесть месяцев войны самолет Лунина побывал в таких переделках, столько раз был пробит и залатан, что Лунин постоянно удивлялся, как это он вообще летает. Еще в самый первый свой полет на этом самолете он сделал вынужденную посадку из-за внезапной остановки мотора в воздухе. Впоследствии, когда мотор начинал глохнуть, он уже больше не садился на землю, так как знал, что стоит немного подождать — и мотор опять потянет. Но для этого нужен был запас высоты, а высоты у него не было. Он летал низко, потому что хотел получше рассмотреть город и поле. И земля быстро шла ему навстречу.
Хорошо, что он не успел перемахнуть через линию фронта. Теперь только бы переползти через ту часть поля, куда падают снаряды. Он осторожно планировал, надеясь, что мотор вот-вот заговорит. Но мотор молчал, до посадки осталось несколько секунд. Он выпустил шасси и сел на мерзлую землю, покрытую неглубоким снегом.
Пролетая над этим местом, он не представлял себе, что здесь так шумно. Воздух был полон отвратительного воя и грохота. Едва он сел, как справа от него, метрах в семидесяти, поднялся столб дыма, и самолет качнуло взрывной волной. Нужно торопиться. Лунин выскочил из кабины.
Он хотел добраться до мотора, но тут опять грохнуло где-то за спиной. Лунин упал на снег ничком. Ну и местечко для посадки! Он поднялся и осмотрелся, отфыркиваясь от снега, залепившего лицо. Серов, конечно, не ушел никуда, самолет его кружит и кружит над Луниным. Снежная равнина вокруг казалась Лунину пустынной. Пулкова гора смутно возвышалась вдали, закрывая горизонт. Город тоже был виден: он начинался прямо у поля громадами домов. Далеко сбоку, крохотные, как букашки, ползли те самые три грузовика с красноармейцами, которые Лунин видел сверху.
Только он залез руками в мотор, как снова отвратительный визг и взрыв. Лунин присел. Так они никогда не дадут ему кончить. И чего они бьют сюда? Ведь здесь, кажется, пусто. Может быть, они видели, как сел его самолет? Но они пахали снарядами всё это место, еще когда он был в воздухе. Вероятно, заградительный огонь.
Э, да здесь вовсе не так пусто!.. На куче земли, выброшенной из-под снега снарядом, кто-то копошился. Какая-то маленькая фигурка в черном. В первое мгновение Лунину даже показалось — собака. Но нет, не собака. Фигурка выпрямилась. Мальчик!
"Опять! — в ужасе подумал Лунин, вспомнив мальчика Зёзю. — Ну и везет же мне!.."
Но мальчик этот нисколько не похож на Зёзю. Ему было лет двенадцать, и одет он был, как одевают мальчиков в культурных городских семьях. Пальтишко на нем было добротное, хорошо сшитое, даже с мехом на воротнике, шапка кожаная, закрывающая уши, валенки аккуратные, прочные, с союзками. Держа в руке что-то похожее на полупустой мешок, мальчик со спокойным вниманием разглядывал Лунина и его самолет.
— Что ты здесь делаешь? Пошел! Пошел! — закричал на него Лунин, замахав руками.
Тут опять взвизгнул снаряд, и Лунин присел. Когда после взрыва он поднял голову, мальчик стоял на том же месте, не обратив на взрыв никакого внимания. Лунину стало неловко за свои приседания.
— Пошел! Пошел! — снова замахал он мальчику руками.
Но мальчик спокойно и неторопливо двинулся к самолету. У него было маленькое, посиневшее от холода, хрупкое детское личико со светлыми твердыми глазами. Он остановился рядом с самолетом и довольно презрительно сказал:
— "Ишак".
— Ты что здесь делаешь? Зачем ты здесь? — сказал Лунин, возясь в моторе и поглядывая на мальчика одним глазом. Но мальчик не счел нужным ответить.
— Ведь "Лагг" лучше "ишака", правда? — спросил он быстро. — А "Миг-3"? Говорят, что "Миг" хорош только на большой высоте…
Опять вой, опять взрыв. Лунин втянул голову в плечи. Ему мучительно хотелось присесть. Но мальчик даже не нагнулся, а только мельком глянул в сторону взрыва. Конечно, после этого приседать было уже невозможно.
— Ты не боишься? — спросил Лунин.
— Нет.
— А вдруг тебя убьют?
Мальчик презрительно поморщился:
— Не попадут.
— Откуда ты знаешь?
— Я маленький, а поле большое, — сказал он. — Они ведь не по целям бьют, а по площадям…
Он еще подумал и поправился, как бы стараясь утешить Лунина:
— Мы с вами маленькие, а поле большое…
— А где ты живешь? — спросил Лунин.
— В городе.
— А сюда как попал?
— За картошкой.
Он подошел к Лунину и раскрыл свой мешок. Заглянув, Лунин увидел на дне что-то черное, похожее на комья земли.
— Это что?
— Картошка. Здесь было картофельное поле. Ничего не убрали, всё так и осталось. Они бьют сюда, переворачивают землю и картошку выбрасывают наверх.
— Так ты оттого сюда ходишь, что здесь стреляют?
— А ее иначе из-под снега не достать. Земля замерзла. Как железная.
Снова провыл снаряд, снова взрыв, но на этот раз Лунин даже не вздрогнул, ни на мгновение не оторвался от мотора, — ведь поле большое, а он маленький…
— Как тебя зовут? — спросил он мальчика.
— Ростислав.
— Ростислав?
— Ростислав Всеволодович Быстров.
— Отец у тебя есть?
— Он на фронте. Только не здесь, далеко.
— А мать?
— А мама не вернулась.
— Не вернулась?
— Поехала укрепления копать и не вернулась.
— С кем же ты живешь?
— С дедушкой.
— Это дед посылает тебя сюда за картошкой?
— Нет. Он не знает, где я достаю.
Лунин выхватил из рук мальчика мешок и влез в кабину. В кабине он достал весь свой "неприкосновенный запас" — шоколад, консервы, галеты — и, не распечатывая, сунул его в мешок. Потом кинул мешок в снег.
Мотор зарокотал. Винт завертелся, взвивая снежную пыль.
— Отойди! — крикнул он мальчику во всю мощь своих легких.
Помчался и взлетел. Обернувшись, он видел, как мальчик с мешком в руке стоял и смотрел ему вслед. Крошечная черная точка на снегу. "Вот после войны возьму такого мальчика и усыновлю, — думал Лунин. — Будем жить вдвоем, и никого больше не надо…"
Однако следует заметить, что в составе авиации Балтийского флота, Миг-3 на начало войны, был одним из основных истребителей, наряду с И-16 и Як-1.
Далее приводятся более подробные данные о истории 3 ГИАП ВВС ВМФ – прототипа полка, описанного в романе. (по данным
http://www.allaces.ru)
5-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ
3-й гвардейский истребительный Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк ВВС ВМФ
В действующей армии:
- 22.06.41 - 01.05.42 (5 иап КБФ)
- 01.05.42 - 09.05.45 (3 гиап КБФ)
К
22.06.41 г. полк базировался на аэродромах Низино
(64 И-16 и 29 МиГ-3) и Ратчино (13 И-15бис, 7 УТИ-4, 1 УТ-2, 3 УТ-1 и 6 У-2).
25.06.41 г. для усиления охраны Ленинграда и Кронштадта в состав полка была передана 3 аэ 13 иап.
26.06.41 г. 5-я аэ (28 И-15бис) перебазировалась на аэродром Кагул (о. Эзель) и включена в состав авиагруппы БОБР.
12.07.41 г. 5-я аэ перебазировалась с аэродрома Хаапсалу на аэродром Лагсберг под Таллином и действовала в интересах Северо-Западного и Ленинградского фронтов.
До сентября 1941 г. наряду с задачами по прикрытию дальних рубежей Прибалтики, летчикам полка выполняли разведку как сухопутного театра в районе Нарва - Кингисепп - оз. Самро, так и разведку финских шхер от Выборгского залива до 25 меридиана.
В июле-августе 1941 г. летчиками полка сбито 57 самолетов противника.
С сентября 1941 г. полк стал трехэскадрильным. 1 и 2 аэ до апреля 1942 г. летали на МиГ-3, а 3 аэ была вооружена истребителями ЛаГГ-3 и Як-1.
Преобразован Приказом Народного комиссара ВМФ СССР No. 10 от 18.01.42 г. в
3 гиап ВМФ. За пять месяцев боевых действий полк произвел 5899 боевых вылетов, провел 389 воздушных боев, 62 штурмовки войск и аэродромов противника, уничтожил до 1000 солдат и офицеров, 105 самолетов и 55 танков.
В начале мая 1942 г. полк перелетел на тыловую базу Богослово для пополнения. Полк стал двухэскадрильным и получил "харрикейны". Перед отправкой на фронт истребители перегнали в Москву, где на них установили толстую броню и более мощное отечественное вооружение (2хШВАК и 2хБК).
С 11 по 20.08.42 г. полк перебазировался на Ораниенбаумский плацдарм. В составе полка было 23 самолета "харрикейн" и 29 летчиков, обладающих значительным опытом, со средним боевым налетом на летчика 190 часов. В августе преимущественно обеспечивал действия 57 шап ВМФ.
В сентябре 1942 г. перебазировался на Карельский перешеек, имея задачу поддерживать наступление сухопутных войск Волховского фронта.
До октября 1942 г. полк, летая на "харрикейнах", сбил 68 самолетов противника, потеряв 14 машин и 11 пилотов. На 22.10.42 г. в 3 гиап оставалось 9 "харрикейнов", из них один неисправный. Из 26 человек летного состава только 17 летчиков летали на этом типе самолета. Из 21 иап прибыли шесть молодых летчиков, которые прошли обучение на ЛаГГ-3. С 10 по 14 ноября 3 гиап снова находился на переформировании и получал новую материальную часть - 11 самолетов ЛаГГ-3ф.
С 11.01 по 23.03.43 г. 3 гиап дежурил на земле в готовности No.1 с патрулированием в воздухе четырех-шести ЛаГГ-3 и вылетал по вызову с Главного пункта наведения, а также по графику 7-го иак. Прикрывал войска в районе Лобаново, Синявино, Липка, Шлиссельбург и войска 55-й армии в районе Красный Бор и Колпино.
В период 26.04.43 - 01.06.43 г. полк получил истребители Ла-5 и Як-1 и в августе в трехэскадрильном составе возобновил боевые действия. В этот период 1 и 2 аэ были вооружены Ла-5, а 3 аэ летала на Як-1. К январю 1944 г. все Яки были заменены на Ла-5. Постепенно они вытеснялись машинами новых модификаций Ла-5Ф и Ла-5ФН. А с ноября 1944 г. в полк стали поступать и новые Ла-7.
06.03.45 г. по итогам боевой деятельности полк награжден орденом Красного знамени.
За период Великой отечественной войны летчиками полка сбито в воздушных боях 487 самолетов противника, еще 20 уничтожено при штурмовках аэродромов.
Приведу несколько фото Миг-3 с Ленинградского фронта (все фото с сайта
http://mig3.sovietwarplanes.com)
И в зимней раскраске, 120 ИАП ПВО Москвы
Интересное фото с попыткой цветной ретуши
В заключении первого поста нового топика, хотелось бы привести несколько
эпизодов боевых действий в 1941-1942 г. с участием Миг-3 из состава 3 ГИАП ВВС ВМФ. (по данным
http://www.allaces.ru)
07.07.1941 г
В 14:37 летчики 5 иап лейтенанты Н.М.Ессин и С.Г.Бондаренко на МиГ-3 в районе Котка атаковали два ФД-21. Один из них задымил и со снижением ушел вглубь Финляндии.
12.07.1941 г
в 14:50 два МиГ-3 из 5 иап (Л.С.Копылов и Н.М.Ессин) произвели удар по аэродрому Утти. Лейтенант Копылов на взлете сбил «бристоль-бульдог». Остальные атаки производились по стоящим на старте четырем самолетам и по замаскированным самолетам в северной части аэродрома. Два самолета загорелись. После удара, при отходе от цели в 10-ти км восточнее Утти лейтенант Ессин отделился от звена и резко ушел со снижением. С задания не вернулся.
22.07.1941 г.
В 19:00 одиннадцать МиГ-3 и шесть И-16 из 5 иап (61 иабр ВМФ, КБФ) в районе Волосово - оз. Самро совместно с истребителями всех типов ЛВО вели бой с бомбардировщиками и истребителями противника, которые шли курсом на Ленинград на высоте 4000-5000 м тремя группами по 12-15 самолетов каждая. При встрече с группой советских самолетов Ju-88 уходили на виражах, не сбросив ни одной бомбы. Майор П.В.Кондратьев и ст. лейтенант П.Ф.Галахов сбили два Ju-88. Летчиками А.Н.Малявкиным,Д.Н.Татаренко и И.М.Уманским сбито два Bf-110. Капитан В.С.Корешков и майор Ремезов предположительно сбили еще два Ju-88. Самолеты противника преследовались до района оз. Самро. У нас потерь нет, только два МиГ-3 получили пробоины.
11.08.1941 г
В 17:30 три МиГ-3 (вед. К.М.Козлов) в районе Веймарн на высоте 1800-3000 м вели бой с 15 Bf-109. Самолеты противника после каждой атаки переворотом уходили в облачность. Во время боя летчик Б.И.Семенов на высоте 1500 м заметил корректировщика ПЗЛ-24. Выйдя из боя, произвел по нему несколько атак и сбил. Сам был сбит подошедшим в хвост Bf-109. Покинул самолет на парашюте. Благополучно приземлившись, нашел место сбитого ПЗЛ, после чего доставлен оттуда в часть летчиком 22 ап ЛВО Ивановым.
13.08.1941 г
В 18:40 два МиГ-3 и шесть И-16 из 5 иап (вед. П.В.Кондратьев) вели воздушный бой с 15 Bf-109 в районе Веймарн. Один подбитый Bf-109 ушел на свою территорию. Из боя не вернулся старшина-пилот Манцев на МиГ-3. Находится в районе Клопицы. Летчик С.И.Сухов произвел посадку на а. Клопицы. Летчик ранен в ногу, самолет И-16 разбит.
В 20:20 пять МиГ-3 из 5 иап (вед. В.С.Корешков) вели бой с 15 Bf-109 и Bf-110. Сбит Bf-109, летчик выбросился на парашюте. Сбит МиГ-3 летчика К.М.Козлова, который также выбросился на парашюте.
21.01.1942 г. четверка истребителей 3 гиап (61 иабр, КБФ) вылетела на сопровождение штурмовиков Ил-2 в район д. Виняголово.
Из донесения гв. ст. лейтенанта С.И.Львова:
«...я на ЛаГГ-3 в паре со ст. лейтенантом Костылевым на МиГ-3 и двумя И-16 вылетел на сопровождение Ил-2 в район д. Виняголово. В 10:20, находясь в районе ст. Малукса на высоте 1500 м, при выходе штурмовиков из атаки заметил четыре Ме-109. Произвел первую атаку сверху в лоб с последующим переходом в левый вираж. Во время виража произвел четыре прицельных очереди по одному из Ме-109, который ответил пикированием и стал уходить в западном направлении...».
Из донесения гв. ст. лейтенанта Г.Д.Костылева:
«...Я шел за Львовым. Снизу с виража с набором высоты другой Ме-109 пытался зайти мне в хвост, но развернувшись на него, я атаковал спереди под ракурсом 2/4. Противник ушел с резким разворотом вправо в облачность. Я увидел, что Ме-109, атакованный Львовым, вышел из виража. Догнав противника на бреющем полете, я открыл огонь с дист. 100-150 м из БС и ШКАС точно в хвост. Сделав 3-4 очереди, увидел, что от Ме-109 стали отваливаться куски, и он с бреющего упал в лес в двух км западнее д. Лодва. Когда я вышел из атаки, то выше себя под облачностью увидел три Ме-109, но в бой не вступил, т.к. оторвался от Ил-2. Один Ил-2 догнали в районе ст. Войбокало и привели на аэродром».
Извиняюсь, за столь длинный первый пост в новой теме. Следующий пост будет посвящен краткому обзору журнала от "Answer", из которого будет собираться модель в стандартном масштабе 1:33
Всем удачной сборки и хорошей сходимости!
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...