Доброго времени суток всем!
На свежую голову, попытаюсь изложить свои мысли по поводу судейства на кубке, раз уж такая тема возникла.
Я не берусь судить и рассуждать о судействе в С-7 вообще, на других конкурсах, как бумажных так и не бумажных, так как опыта участия в таких конкурсах у меня просто нет и зрелый стаж в картонном моделизме, за вычетом юношеских лет, небольшой, да и результаты на текущий момент более чем скромные.
Не с ними мне обсуждать "проблемы отрасли" в целом. Я считаю для себя возхможным только принять участие в обсуждении этого вопроса применительно к вполне конкретному Кубку университетов 2013, в котором довелось участвовать.
Естественно, даже с этим ограничением, это мой личный взгляд, котрый не претендует на единственно верный. Но я вижу именно так.
От "премабулы" перехожу собственно к "амбуле". В любом соревновании или конкурсе для меня принципиально авжны 2 вещи.
1. Чтобы правила не менялись в ходе игшры, то есть как минимум от момента заявок, до момента определения победителей.
2. Чтобы правила были сформулированы как можно более точно и допускали как можно меньше неоднощначых толкований и интерпретаций.
При таких условиях, о самих правилах можно спрорить и ломать копья только до моента подачи заявок. Далее - или меня правила настолько не устраивают, что я просто от казываюсь от участия в конкурсе, или я решаю участвоать, смиряясь с этими правилами, как минимум до окончания соревнований.
Тогда спорить о распределении месть можно и нужно только оставаясь в рамках этих правил, не занимаясь обсуждением самих правил. То есть оспаривать можно их возможные нарушения.
Что мы имеем при такой постановке задачи в нашем случае?
После прошлого конкурса, почитав форум, я понял, ыло много споров о правилах. Это нормально и правильно. Далее.
10 мая на сайте мира моделей появляются официальные ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА. Позволю себе привести их полностью.
"
В бригаде пять судей.
Все классы судятся одинаково по четырём пунктам:
1. ИСПОЛНЕНИЕ - максимум 50 баллов.
2. ВПЕЧАТЛЕНИЕ - максимум 10 баллов.
3. СЛОЖНОСТЬ - максимум 20 баллов.
4. СООТВЕТСТВИЕ ПРОТОТИПУ - максимум 20 баллов.
Судейство начинается с пункта СЛОЖНОСТЬ.
Всегда есть самая сложная по объёму работ модель на стенде. Каждый из пяти судей выбирает самую сложную модель самостоятельно, и ставит ей в протокол 20 баллов.
Больше ни одна из моделей у каждого судьи на стенде не получит столько же. Только меньше по принципу относительности к самой сложной модели.
Самая несложная модель получит по минимуму вплоть до 1 балла. Пример; - 100-пушечный линейный корабль и шлюпка.
Аналогично судится ИСПОЛНЕНИЕ.
Каждый судья самостоятельно выбирает самую безукоризненную на его взгляд модель и ставит в протокол какую-то оценку. Не обязательно самую высокую.
Ведь, может случиться так, что в этом году не будет модели которая потянет на 50 баллов.
И относительно этой модели по нисподающей ставятся оценки остальным моделям, качество исполнения которых на взгляд судьи - ниже самой лучшей модели по исполнению. По принципу относительности.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ судится исключительно субъективно каждым судьёй от 1 до 10 баллов.
Здесь нет принципа относительности. Все модели теоретически могут получить по 10 баллов, если от них судья в восторге!
СООТВЕТСТВИЕ ПРОТОТИПУ.
Поскольку в мире не существует достоверной информации на 100 процентов точно отражающей прототип, я предлагаю судьям ставить 20 баллов автоматом, за исключением очевидных ляпов на модели, с которыми согласен и сам моделист.
Таким образом, модель может теоретически получить максимум 100 баллов.
Сверка протоколов производится главным судьёй. В случае разброса оценок судей более 10 баллов, главный судья предлагает судьям высказаться, почему они поставили именно такую оценку, и сгладить разницу так, чтобы разброс после сглаживания составлял не более 5 баллов.
Считаю, что каждый судья должен быть достаточно уверен в своём опыте и не подглядывать в протокол соседа.
Впрочем, я не буду препятствовать коллективному судейству, хотя, этот способ (на мой взгляд) может дать ошибку, если один из судей своим авторитетом попросту "задавит" остальных судей.
"
Я прочитал, мне предельно все стало ясно. Мероприятие это общее, а не только картонное. Система оценок видимо отличается от традиционных С-7, но из этого тайны никто не делал, на сайте несколько раз подчеркивалось, что система оценок здесь СВОЯ.
Главное - что эту систему официально объявили всем. Дальше - решение личное, хочешь участвуй, хочешь - нет.
От навиговской системы остались классы, с критериями попадания модели в них. Мне этого "коктейля" оказалось вполне достаточно. Крашеные днища уже в С-7 попасть не могли, по другим частям у меня лично остаются вопросы, но это мои личные вопросы-недовольства неоднеозначности навиговских критериев, но никак не претензии к организаторам.
Недостроенные модели, действительно не должны попадать в С-7. Я с этим полностью соглсаен. Проблема только в том, как формально определиить "достроенность"?
Тот же вопрос у меня и про допустимость частичной окраски, но пока вынесем его за скобки. В принципе, никто не заерпищает моделисту сказать, что он считает модель законченной.
В этом случае, мне кажется, просто сразу надо понимать , что пункты СООТВЕТСТВИЕ ПРОТОТИПУ и ВПЕЧАТЛЕНИЕ сразу начнут стремительно снрижаться, а это 30 баллов по максимуму. Вполне, ИМХО, справведливо. Да и Сложность у сильно "незаконченной" модели не устоит.
Я когда модели смотрел, к "Недостроенным" отнес для себя только Ойдо и Партизанас. Апраксин у меня никаких подозрений не вызвал. Ежели бы у Ильи на Партизанасе леера дорделаны были, то я бы точно с 10 на 11 место скатился, вполне заслуженно.
Смотрю теперь по данным критериям результат. Исполнение 50 % от общей оценки - это, ИМХО, очень много и вполне достаточно. По этому критерию я внутренне так места распредели Владимир Цимбалюк, Олег Федоров, далее с небольшим отрывом Александр Габитов и Зенько Максим, следующий, опять же с небольшим отрывом Вавилов, далее - все остальные.
Но ведь это только 50%. Не менее важны и осатльные 50%. Точнее - в рамках заданных правил, которые обсуждать в контексте распределения призов безсмысленно, так как все с ними были ознакомлены заранее.
Так вот по ним, такое итоговое распределение и получится. Потому как объем работы не Сёкаку, Ойдо и Современном не в пример больше всех остальных, а значит и накосячить там было гораздо больше "возможностей".
Но о "сделай как угодно, лишь бы авианосец или крейсер" речи не идет. Были бы сделаны "как угодно" - в рамках 50% за ИСПОЛНЕНИЕ они бы получили совсем немного и скатились бы на последние места.
Но в том то и дело, что они сделаны не "как угодно", и разрыв по ИСПОЛНЕНИЮ того же Современого хоть и присутствует, но он не большой и перекрылся объемом работы и общим впечателнием.
Вообщем, ИМХО, все нормально - смотрим правила перед тем, как решить участвовать или не участвовать и ломаем копья по правилам до начала заявочной компании.
Если бы на Ойдо были леера и такелаж, то, по моему мнению, эта модель и взяла бы Золото.
В рамках правил оценка тем адекватнее, чем больше судей. В этот раз вместо 5 было 3. При этом Добренко на форуме просил "картонщиков" поучасвтвоать в судействе С-7. Я понимаю, что свои модели судить не этично - это правильно, но ведь на конкурсе среди посетителей были и те, кто не выставлялся, я уж не говорю о тех , кто в Петербурег есть, но не смог или не захотел приехать.
Вот и получается, что имеем то, что имеем. Надо бы среди себя, в первую очередь, разобраться.
Всем вышесказанным обидеть никого не хотел - просто изложил свое мнение в рамках дискуссии.
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...