Z-5 от "ANSWER". Историческая справка + блог создания
Речь пойдет об этом объекте :
http://www.navarin.ru/product_info.php/products_id/771
Свои отзывы и оценки журналу оставил подробно здесь:
http://www.navarin.ru/product_reviews.php/products_id/771, если вкратце - то все на 5!
Эта тема - попытка создания своего рода блога создания модели данного корабля, в котором бы хотелось поделиться личными впечатлениями о процессе создания, подсветить, для тех кто будет делать эту модель потом, те "грабли", на которые наступил сам (мне подобные блоги на других сайтах чрезвычайно помогают, но хотелось бы видеть таковые ветки и на этом, "домашнем" для меня форуме), и послушать полезные советы от других (как говорится "Одна голова хорошо - а много лучше").
Но начать мне хотелось бы с другого - с истории прототипа. Для меня, когда я собираю модель, важно чтобы она "ожила", историей своего прототипа, случаями из жизни, возможно упоминанием в литературе. Тогда сразу меняется отношение к тому что делаешь, смотришь на модель другими глазами, представляя прототип в историческом контексте. Ниже, пользуясь открытыми источниками в интернете, я попытался собрать исторические сведения об этом корабле.
Заложен 18 февраля 1914 г.
Спущен на воду 1 апреля 1915 г.
Сдан ВМС и принят в эксплуатацию 8 февраля 1917 г.
ТТХ на момент постройки:
Водоизмещение: 263 т;
Основные размерения: 58,5x6x1,7 м.
Энергоустановка: 2 паровые машины, 3 паровых котла, общая мощность 5500 л.с.
Максимальная скорость: 27 узлов.
Запасы: 80 т угля + 7 т мазута.
Экипаж: 48 чел.
Вооружение: 2-75 мм орудия Бофорс, 4 ТА 450 мм.
Z-5 был эсминцем малочисленного Z-класса. Как раз перед Первой мировой войной Нидерланды заказали четыре торпедоносца верфи Vulcan в Германии. Внезапное начало войны привело к тому, что эти суда были реквизированных в 1914 году для кайзеровского флота (вошли в строй как V-105 — V-108). Голландский флот тогда решил построить эти корабли на собственных верфях «Схелде» и «Фиенорд» в 1914 — 1917 годах, но с заменой немецких турбин на паровые машины Голландского производства.
Летом 1925 года Z-5 cовместно кораблями Jacob van Heemskerk, Tromp, K-XI, O-8 и Z-3 совершил поход в Прибалтику. Во время этого похода корабли совершали заходы в порты Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. В 1927 и 1928 годах Z-5 участвовал в тренировочном походе, на этот раз с подводными лодками O-10 и O-11, торпедоносцами Z-6, Z-7 и Z-8 и учебным кораблем Hertog Hendrik (бывший броненосец береговой обороны) у берегов Швеции, Балтии и Шотландии. В 1928 году Z-5 сопровождал коллекцию драгоценностей Королевского дома на выставку в Лондон.
Первоначально спроектированные и построеные как корабли атаки, эти корабли стали устаревшими в 1930-х годах и Z-5 был переквалифицирован для решения вспомогательных задач. В 1931 году на Z-5 была произведена модернизация и он был переделан в сторожевой корабль. В ходе модернизации торпедные аппараты были удалены, вооружение стало состоять из глубинных бомб, двух орудий Бофорс калибра 75 мм и 2-х 12,7 мм пулеметов Браунинг с водяным охлаждением для стрельбы по воздушным целям. Кроме того, была произведена модернизация энергоустановки Z-5, до которой в качестве топлива использовались уголь и мазут, а после модернизации корабль стал использовать только мазут. Кроме того, один из трех котлов был демонтирован, в результате чего экипаж сократился до 35 человек и максимальная скорость снизилась до 22 узлов.
В мае 1937 Z-5 и крейсер Java сопровождали принцессу Юлиану и принца Бернхарда в Харвич в Великобританию на коронацию британского короля Георга VI.
Свое боевое крещение Z-5 принял во время Второй мировой войны, во время Голландской операции (10 — 14 мая 1940 года) — стратегической военной операция вооружённых сил Германии против голландских войск.
Далее идет адаптированный вариант перевода военной хроники с сайта
http://www.zuidfront-holland1940.nl .
" 10 мая 1940 г в 05.50 утра от имени начальника штаба ВМС торпедоносцу HMS Z5 (15) была дана команда по водным путям подойти к Роттердаму, с целью своим оружием на борту помочь борьбе в Роттердаме. Так как водный путь был заминирован магнитными минами - с раннего утра во время налетов немецких летающих лодок - это представляло собой рискованную операцию. Для выполнения операции Z5 были предоставлены два вспомогательных тральщика Морж и Алкмар (Walrus en Alkmaar ), которые должны были помочь осуществить это очень опасное путешествие через сравнительно узкий водный путь. Как лодки с недостаточными способностями к маневру они, очевидно, были очень уязвимы для атак с воздуха. Дойдя до Parkkade [примерно в 1,500 метрах от Северного острова(Noordereiland)], где они должны были получить дополнительную информацию о необходимой помощи, три лодки ошвартовались.
После этого, Z-5 предпринял попытку небольшой первой атаки. После отхода из Parkkade корабль осторожно двинулся к мосту Willemsbrug. Точное время прибытия туда неизвестно, но почти наверняка это было только после 08.00 часов.Рядом с Willemskade был установлен контакт с голландскими солдатами на берегу, которые передали последнюю информацию. Рядом с западной стороны Boompjes был открыт огонь по немецким позициям на мосту Willemsbrug и нескольким пришвартованным гидросамолетам, а так же в направлении Maaskade и Boompjes (по двум пулеметам). Часть гидросамолетов была уничтожена этим огнем. Для атаки могла быть использована только для 75мм пушка на баке и два 12,7 мм пулемета, огонь с кормы был сильно затруднен (из-за структуры корабля и направления движения судна на восток). Немцы открыли ответный пулеметный огонь из Maaskade по мостику Z-5, в результате три человека были ранены, в том числе старший офицер. После случаев ранений на ходовом мостике, и неясности можно ли повреждать мосты Maasbruggen, капитан решил высадить первых раненых и собрать дополнительную информацию. Так и было сделано - быстро развернувшись назад - корабль вернулся в Parkkade, где трое ранены были высажены. Бросив якорь в Parkkade, был установлен контакт с C-Side и начальником штаба ВМС. Последний заверил командира Z-5, что мосты Maasbruggen не могут быть уничтожены. Между тем, рядом с Z-5 ошвартовался прибывший торпедный катер ТМ-51 из Schiedam, с верфи Gusto, где он до начала боевых действий проводил испытания торпедного аппарата. Его командиру в 06.15 распоряжением Главного штаба ВМС было поручено оказывать Z-5 постоянную поддержку. ТМ-51 был первым кораблем осуществившим попытку выдвинуться в направлении Waalhaven, и далее Maasbruggen, но ввиду опасности ведущегося интенсивного немецкого огня, повернушего к ожидавшему его Z-5. Вскоре, после краткого совещания, два корабля снялись со швартовых и были брошены для помощи в направлении мостов Maasbruggen.
Около 09.30 часов Z-5 вместе с ТМ-51 снова отправился к острову Noordereiland. На расстоянии примерно 400 метров завязалась перестрелка с германскими частями на опорах моста Willemsbrug и на южной оконечности острова(Noordereiland) Prinsenhoofd. Два корабля сосредоточили огонь на позициях немецких противотанковых пушек. Эти, появившиеся к этому моменту, позиции возникли благодяря быстрой переброске противотанковых пушек с захвачанного аэродрома Waalhaven через мост Willemsbrug. Хотя снаряды почти не повредили Z-5, возник пожар от парусиновых тентов, котрый был не без риска для практически небронированных судов потушен. Внезапно на оба корабля произвели атаку самолеты люфтваффе. Бомбы были сброшены из 4 (предположительно) снизившихся Ju-88 (по другим данным He-59D), и хотя маленькие корабли были практически недостижимой целью, разорвавшиеся бомбы принесли большие разрушения. После того, как ТМ-51 с вернулся из боя, оказалось, что катер был сильно посечен пулеметными пулями и осколками [насчитали более 300 отверстий и пробоин], разрушена гидравлическая установка пожаротушения, одна из частей разрушенной 20мм зенитной пушки HispanoSuiza застряла в поврежденном двигателе.
Z-5 остался почти полностью нетронутым во время воздушного удара, но матрос-канонир был смертельно ранен самолета у 75 мм орудия. Z-5 остался и продолжал дуэль с немецкими солдатами на северной стороне моста Willemsbrug, часть из которых пытались построить укрепление. На мосту Z-5 противостояли только крупнокалиберные пулеметы, а из домов на набережной и с пришвартованых у набережной судов Z-5 поддерживали стрельбой из стрелкового оружия. Z-5 оставался там до тех пор, пока после прекращении огня на мостик было сообщено, что запас 75мм боеприпасов для орудий исчерпан. В конечном счете, оказалось, что это сообщение являлось неправильным, так как сравнительно недавно приступившему к работе главному канониру, не было известно о том, что на борту корабля был построен дополнительный отдельный отсек боеприпасов. Таким образом оказалось, что Z-5 отстрелял в реальности лишь половину снарядов, а половину снарядов после боя сдал обратно на склад в полном объеме. В любом случае, после этого доклада Z-5 стал маневрируя отходить назад. Другой комендор, помимо уже упомянутого смертельно раненого комендора, был тяжело ранен.
Примечательно, что за все эти действия экипажа Бронзовым крестом будет награжден командир и оба комендора. ".
После поражения Голландии и сдаче Роттердама Z-5 14 мая ушел в Великобританию, где командир Z-5, лейтенант И. В. Ван Лир, был призведен в Рыцари и представлен к Военному ордену Вильгельма 4-го класса.
Z-5 в Лондоне - май 1940 года
За время боевых действий и на перехоже морем Z-5 был поврежден, ремонт корабля были проведен в Портсмуте. После заврешения ремонта, 16 июня 1940 корабль был перебазирван на базу ПЛ в Dundee. Основными задачами Z-5 в этот период стало сопровождение кораблей, кроме того он выступал в качестве учебного корабля.
В мае 1943 года, Z-5 был выведен из боевого состава Голландских ВМС и передан ВМС Великобритании.Британский флот принял Z-5 в эксплуатацию и переименовал в HMS Blade (H 97), из-за острых и стремительных обводов носовой части, корабль прозвали "Лезвием Бритвы". Blade использовался, преимущественно, в качестве корабля эскорта, а также использоваться для ряда других задач.
9 апреля 1945 года, Blade вернулся в состав голландского флота. После возвращения, корабль не использовался по назначению и в октябре 1945 года был сдан на металлолом.
В заключении несколько фото других кораблей этой серии:
На этом пока все, и так первый пост получился очень длинным - боюсь немногие читатели добрались до конца
. С удовольствием отвечу на любые возникшие вопросы и рад буду любым комментариям. Следующие посты будут посвещены непосредственно процессу сборки.
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...