правда о реставрации
Дата: 20.04.2008 18:58
Господа моделисты , вчера опять всплыла некая непроверенная информация и я на неё отвечал.Поразмыслив я решил этот вопрос осветить от "А" до "Я".Читайте :
-1- Несколько лет тому назад я начал работ по воссозданию облика кр.1 р. РЮРИК (в 2002 году) и в 2004 году издал многим известный чертёж где , пусть и с обидными ошибками , но первым и единственным в стране я создал реконструкционный чертёж РЮРИКА на момент вступления в строй.В ходе этой работы я изучил среди многих материалов и модель о которой пойдёт речь.Тогда эта модель совершенно разбитая хранилась в одном из подвалов ЦВММ , где я её и отснял.Через некоторое время эти фото оказались в ГМШ в Москве (почему они оказались там к этой беседе не относится) и от туда они попались на глаза и началась история ко мне отношение прямое не имеющая.
-2- В Москве работает некий господин "У" , который не только имеет душевную страсть к флоту и РЯВ в частности , но и по счастью сумел стать владельцем некоего предприятия (какого не имеет значения) и этот господин решил помочь ЦВММ в деле спасения коллекций музея и их реставрации.
Замечу что его в ЦВММ привели люди совершенно не имеющие ко мне отношения.Вот при встрече с начальником ЦВММ (тогда Смирновым) этот господин "У" и предложил начать реставрацию с работы по восстановлению модели РЮРИКА (о которой он слышал в Москве).Добавлю что господин "У" хотел работать не только с этой моделью и не только с коллективом который будет её реставрировать (отмечу что изначально не стояло вопроса о конкретных реставраторах) и господин "У" попросил руководство музея (мне известно что там присуствовали ещё несколько человек , вероятно некий Лялин и Главный Хранитель Шишкова) проработать список моделей (штук 10) нуждающихся в немедленой реставрации.Список должен был быть очень конкретным с указанием объёмов и ориентировочной стоимости этих работ и на разработку этого списка господин "У" спонсорски выделил музею ДВЕ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ (получил начальник лично , вероятно присуствовали вышеуказанные).
-3- Теперь об одном моменте - думаю все со мной согласятся что штатный реставратор музея в рабочее время ДОЛЖЕН отрабатывать своё положение и зарплату.Так же думал и господин "У" и отказался подписывать договор на реставрацию РЮРИКА со штатным реставратором музея , поскольку у него была и осталась его ШТАТНАЯ работа и он просто не имел и не имеет возможности работать с РЮРИКОМ вне рабочего времени и рабочей территории.
-4- Таким образом встал вопрос о том кто будет работать с РЮРИКОМ и был предложен коллектив с которым ВСЕ (и музей и спонсор) согласились (заметьте что меня там вообще не было и я даже не знал о проведении этих переговоров , да мне и не нужно это было).
-5- Музей получив договор , (ДОГОВОР) радостно отгрузил разбитую модель в грузовик и забыл о ней на два года.Хотя по документам действующим в музее перед началом реставрации сотрудники отдела фондов ДОЛЖНЫ были изучить модель на предмет её состояния , её соответствия реальному кораблю , произошедшим за 110 лет изменениям модели и на основе этого изучения выдать реставратору полный план реставрационных работ и пакет исторических документов с рекомендациями!Однако этого не было сделанно , вообще в музее ни кто не изучал эту модель!
-6- Согласно тем же нормам реставрации музей в лицеи сотрудников отдела фондов ДОЛЖЕН был ПОСТОЯННО (не реже 1 раза вмесяц) контролировать все работы по модели и давать ВСЕ необходимые методические рекомендации.Однако , несмотря на многочисленные предложения от руководителя реставрацией приехать и посмотреть , СОТРУДНИКИ ЦВММ БЫЛИ у него в мастерской ЗА 2 ГОДА - ДВАЖДЫ!!!Так же не было НИ РАЗУ отвечено на устные и ПИСЬМЕННЫЕ вопросы от реставратора (поскольку реставратор - только руки процесса , а голова - заказчик ,т.е. ЦВММ).
-7- Теперь о "персоналиях" усугубивших трудности работы и о "персоналиях" работе пытавшихся помочь.Один из членов реставрационного коллектива должен был вести работы по деревянному корпусу и он полностью "завалил" сроки работ принявшись за них только к моменту когда должен был их сдавать , в процессе собственноручно устроенного аврала этот человек прямо НАРУШИЛ указание ЦВММ НЕ ПРИМЕНЯТЬ полиэфирные материалы при заделке трещины в корпусе.По совокупности этих "художеств" человека официально (с письмом изЦВММ) отстранили от работы и он стал "ни кем и звать ни как"!Но этот моделист (известный в узких кругах) затаил злобу и стал лить грязь и прямо лгать перекладывая свои грехи на других , после он начал втихую "таскать" к модели некоего просто подонка , который продолжил ложь уже в интернете (по своим , подонка , причинам - об этом позже).Далее (это моё мнение , но ПОКАЖИТЕ мне что я не прав и я буду БЛАГОДАРЕН) - реставратор ЦВММ , не понимающий что нельзя сидеть одной попой на двух стульях из личной обиды не стал добросовестно участвовать в работе и начал свою кампанию дезинформации и всяческих вымыслов по отношению к работе с моделью РЮРИКА.
Так же нашелся на пространстве интернета некий гражданин который не захотел понять что данная модель по сути таковой не является и не соответствует историческому кораблю.Не понимая всей условности именования этого исторического раритета моделью РЮРИКА означенный гражданин стал (по фотографиям весьма не полным и не качественным) кричать о том что "модель убили".Позже появились и другие факторы\люди , но об этом чуть позже.
-8- Теперь о моём скромном участие в этой работе - когда я узнал о том за какую работу взялся моделист руководивший процессом (я думаю ни кого не удивит что я знаю всех упоминающихся людей) я ему сказал что СОЧУВСТВУЮ.Мой простой и бескорыстный вклад заключался в том что я передал для изучения ВСЕ имеющиеся у меня копии архивных документов и дал пять или шесть консультаций по вопросам как надо оформлять запросы в ЦВММ и вести делопроизводсто связанное с реставрацией.Так же я 3 раза видел модель в мастерской и дал оценку своего впечатление по тому что увидел.В конце , когда началась самая "мышиная возня" я предложил привлечь как эксперта и арбитра Ларионова Андрея Леонидовича и договорился с ним о его готовности.Всё.
-9- Теперь о результатах - я считаю что реставрация проведена на "четвёрку" , почему я так считаю : проделана огромная работа по "закреплению" модели и приведению той кучи хлама что было в порядок + восстановлены все детали и даже сделано более того что было первично (хотя это одновременно являетя и ошибкой , подменой реставрации на модернизацию!) + очень точно проведено изучение модели (вплоть до хим.анализов материалов на их состав) и это всё описано (т.е. реставратор выполнил ещё и то что должны были делать сотрудники отдела фондов ЦВММ , но не сделали) + восстановленны мачты из разбитых остатков с максимальным использованием старых деталей (это одновременно и недостаток , ведь при том вынужденном объёме работ по всему остальному мачты выламываются из современного вида модели) - выполнение на модели деталей отсуствовавших век назад (передки десантные , запасные лопасти и т.д.) - замена палубы цельной на палубу наборную (это вынужденный шаг из-за слишком значительных утрат и необходимости "стыковки" одновидности старых и новых деталей) - изготовление минных катеров по реконструкционным чертежам где я ошибся (однако по этому вопросу я говорил реставраторам о необходимости уточнений , а реставраторы запрашивали ЦВММ и НЕ ПОЛУЧИВ ОТВЕТА вынужденны были работать по единственному у них материалу).
Теперь о вопросах СПОРНЫХ (50\50 - нет единого решения) - качество изготовления гребных судов "излишне" хорошее для этой модели , дело в том что в период изготовления модели в мастерской ещё работали старые специалисты и они могли выполнить шлюпки на своём высочайшем уровне , а детали изготовления рангоута подтверждают это! , однако для последующих моделей шлюпки делали значительно проще -???? Теперь написание названия корабля - прямо или полукругом , весь вопрос в том что при размывке корпуса модели под написанием прямо было найдено написание полукругом и РЕШЕНИЕ принял музей , но там не учли версию что сама модель при постройке могла ДОРАБАТЫВАТЬСЯ и ИЗМЕНЯТЬСЯ!Артиллерия - она изготовлена несколько в другой манере чем на подобных (но не идентичных моделях) , тут дело упёрлось в то что по сохранившимся фрагментам видно что как и в рангоуте манера изготовления на модели РЮРИКА совсем иная нежели на других моделях периода.Так же встала проблема что "правильные" стволы 203 АБСОЛЮТНО не влезали в сохранившиеся щитовые конструкции и МУЗЕЙ принял решение!Был спор и по якорю и якорной цепи - якорная цепь подобрана под сохранившийся! фрагмент , а якорь выполнен по ТАБЛИЦАМ под масштабный размер якорной цепи , как указал музей! Есть ещё несколько меньших вопросов , но и там последней инстанцией является КАК УКАЗАЛ МУЗЕЙ!
-10- Что же НАДО БЫЛО для идеальной работы? Надо было привлечь как эксперта по истории модели Ларионова и провести изучение ДО реставрации , а не силами реставратора в ходе оной! Надо было точно представить музею что данная модель изначально ГРУБА по исполнению и не точна исторически и не желать от РЕСТАВРАЦИИ результатов как от РЕСТАВРАЦИОННОГО РЕМОНТА С МОДЕРНИЗАЦИЕЙ! Надо было ещё много чего делать "как надо" , а не как хотелось МУЗЕЮ и после завершения работы не выламывать руки спонсору господину "У" , как Вы господа догадываетесь те ДВЕ тысячи долларов до сотрудников так и не дошли и спонсор вместо полноценного и профессионального списка с перечнем работ и ценами получил рукописный листок с 10 наименованиями и ВСЁ! Теперь московские бизнесмены не ХОТЯТ более спонсировать реставрации коллекций ЦВММ.
Можно говорить ещё много , но зачем?Называть фамилии отстранённого моделиста и не понявшего реставратора - так люди ошиблись и они достаточно уважаемы за иные свои дела , назвать фамилию подонка - так много ему чести , назвать фамилию человека не знающего ВСЕГО и ошибшегося - так пусть его ошибки будут на его совести (он человек увлекающийся , можно сказать "наркоман" от морской истории).
Вышесказанного ДОСТАТОЧНО что-бы не возникало "непоняток" как возникло вчера и достаточно дабы люди грамотные и любопытные сами домыслили недосказанное , а тем кому я доверяю я давно приватно ВСЁ рассказал.
Редактировано 1 раз, последний 21.04.2008 14:08 пользователем гармашев.