Re: Сенсационные документы по ремонту ЦВММ
Дата: 09.03.2012 09:31
Поскольку разговор зашёл об Инструкции , то процитирую я часть этого документа :
-1- процитирую важнейший пункт главы №1 означенной "Инструкции" , там просто великолепная фраза оценённая в своё время как "революция в музейном деле" всем музейным сообществом СССР : на странице №7 пункт №10 :
"10. В случае распоряжения начальника музея ,противоречащего настоящей инструкции , начальник отдела хранения до выполнения его должен поставить в известность начальника музея в письменной форме о неправильности данного им распоряжения.При подтверждении начальником музея в письменной форме распоряжения начальник отдела должен немедленно сообщить об этом заместителю начальника Политического управления ВМФ по подчинённости музея."
-2-"страница №15 , глава №2
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО КОНСЕРВАЦИИ И РЕСТАВРАЦИИ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
28. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учереждениями , отделами (мастерскими) крупных музеев , штатными реставраторами ЦВММ и специалистами производственно-оформительского отдела музея.
29. В музее создаётся реставрационный совет под председательством заместителя начальника музея по научной работе.В состав совета входит начальник отдела хранения , заведующие секторами отдела хранения : изобразительного искусства , моделей кораблей , оружейного , знамённого , художники-реставраторы , начальник реставрационно-художественной мастерской.
30. Реставрационный совет является совещательным органом.Его задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных предметов , годовых планов работы реставраторов , рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников , составление заключений о выполнении реставрационных работ , о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на реставрацию , об аттестации реставраторов и т.д.
Указания реставрационного совета обязательны для работников производственно-оформительского отдела и художников-реставраторов.Все спорные вопросы решает совет по реставрации и консервации.
Протокол реставрационного совета должен иметь подписи всех лиц , присутствовавших на заседании.
Решения реставрационного совета входят в силу после утверждения его начальником музея.
31. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов , связанных с применением необычных технологических решений , с удалением позднейших дополнений памятника или записей , а так же с проектами внешнего вида памятников , имеющих обширные утраты , и их существенных конструктивных деталей создаётся расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупнейших музеев , научно-исследовательских институтов или специализированных учереждений.
Персональный состав расширенного реставрационного совета утверждает Политуправление ВМФ.
32. Все реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью.Реставрационные предложения , вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета , спорные вопросы могут быть переданы на рассмотрение одного из специализированных учреждений.
33. Консервация и реставрация музейных ценностей может производиться только на основе методов и реставрационных материалов , прошедших опытную проверку в течении длительного времени в одном из специализированных учреждений Министерства культуры СССР или в реставрационных мастерских одного из центральных музеев СССР и рекомендованных ими для практического применения.
34. Реставрационные работы , связанные с освобождением памятника от позднейших наслоений или с иными изменениями его внешнего вида , а также его существенных конструктивных деталей и т.п. допускается только при обеспечении необходимого всестороннего исследования памятника (рентгенография , исследования и фотографирование в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом , химический анализ проб грунта , красителей , связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).
35. Реставрационная мастерская , а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны вести строгий документальный учёт (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых ими реставрационных работ.Документация о состоянии музейных предметов и произведённых реставрационных процессах (протокол и паспорт) подписывается реставратором ,заведующим мастерской и заведующим сектором хранения.Все ответственные , сложные реставрации должны сопровождаться фотографированием музейного предмета до реставрации , в процессе реставрации и после её окончания.
Фотоснимки должны полностью отражать проделанную работу и все осуществлённые изменения памятника , в том числе дать полное представление об удалённых слоях записи и т.д.
36.Протоколы , акты , фотографии дефектные ведомости и другие документы , фиксирующие состояние реставрируемых музейных предметов и их реставрацию , должны регистрироваться в специальных книгах регистрации документов реставрационных работ.Каждый протокол , акт и другие документы должны иметь дату и порядковый номер и подшиваться в специальное дело протоколов и актов реставрации музейных предметов сектора хранения.По окончанию реставрации все документы сдаются в сектор учета для постоянного хранения.
37. Заведующий сектором хранения совместно с реставратором составляют календарный план реставрационных работ на определённые отрезки времени , причём очерёдность реставрации музейных предметов устанавливается с учётом их состояния и музейной значимости.
38. Годовой план реставрации составляет начальник отдела хранения по заявкам начальников филиалов , заведующих секторами хранения и выставочного сектора , согласовывает его с начальником производственно-оформительского отдела , после чего план утверждается начальником ЦВММ.
Квартальные и месячные планы реставрационных работ составляются начальником производственно-оформительского отдела на основании утверждённого годового плана.
39. Заявки в отдел материального обеспечения на материалы , инструменты и оборудование для реставрационных работ составляет начальник производсчтвенно-оформительского отдела.
Художник-реставратор отдела хранения заявки на свои плановые работы составляет самостоятельно.
40. Штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически (не реже одного раза в год) проводить осмотр музейных предметов , обращая особое внимание на большие памятники , а также музейные предметы из свето- , термо- , влагонестойких материалов (бумага , дерево , ткань , воск и т.п.).При этом состояние сохранности фиксируется в специальных журналах.
Все обнаруженные дефекты четко записываются в документ и фиксируются причины их появления , определяются меры по их устранению , устанавливается характер и очерёдность (сроки) реставрационных работ.
41. Календарные планы осмотра музейных предметов составляют заведующие секторами с учетом специфики и условий хранения материалов сектора и с таким расчетом , чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.
В особо сложных случаях осмотры музейных предметов проводятся с участием начальника отдела хранения , а при необходимости и начальника музея.
42. Штатные реставраторы несут ответственность за несвоевременное принятие реставрационных мер , результатом чего явилась порча или гибель памятника , переданного им для реставрации.
43. Передача музейных предметов в реставрационные мастерские и приём их после реставрации производится по актам о приёме и сдаче с подробным указанием в них : при сдаче - повреждений музейного предмета ,требующих реставрационного вмешательства , при приёме - произведённых реставрационных работ со ссылкой на номер и дату реставрационного протокола.
Акты передачи должны иметь визу начальника отдела хранения и утверждаться начальником музея.
44. Учет и хранение музейных предметов в реставрационно-художественной мастерской музея осуществляется на основе настоящей инструкции.
45. К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в реставрационных мастерских и в секторах хранения могут быть допущены только лица , имеющие специальную подготовку (прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений , специальных курсах или стажированные в ведущих организациях страны и аттестованные в установленном порядке).
46. Реставратор , не прошедший соответствующей аттестации , может быть допущен к самостоятельному выполнению консервационно-реставрационных работ на основании письменной рекомендации одного из ведущих реставрационных учреждений Министерства культуры СССР , где этот реставратор проходил обучение или стажирование ,а также по ходатайству реставрационного совета ЦВММ , объявленному приказом начальника музея.
Конкретный план работ , поручаемых такому реставратору , не должен выходить за пределы упомянутой рекомндации.Руководители и сотрудники специализированного реставрационного учреждения , рекомендовавшие поручить реставратору самостоятельное выполнение реставрационной работы , несут ответственность за свою рекомендацию при условии её неуклонного выполнения самим реставратором , так и администрацией музея.
47.Реставраторам , имеющим профессиональные знания и практический опыт , необходимый для самостоятельного исполнения работ по реставрации , решением комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства Культуры СССР присваивается квалификационная категория.
48. Конкретный перечень работ по реставрации музейных ценностей , которые могут быть поручены реставратору для самостоятельного выполнения определяется присвоенной ему квалификационной категорией и квалификационными характеристиками художников-реставраторов , утверждённой приказом министерства Культуры СССР (от 20.02.1973 №114).
49. Администрация музея или реставрационные учреждения не имеют права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ , чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой , установленной аттестацией или рекомендацией , полученной в соответствии с настоящей инструкцией после очередного стажирования.
50. На художников-реставраторов высшей квалификации и 1-й категории может быть возложено руководство работой менее квалифицированных и неаттестованных реставраторов ,работающих в музее по той же специальности.
51. Конкретный характер консервационно-реставрационных работ , поручаемых реставраторам музея под руководством аттестованного художника-реставратора высшей квалификации или 1-й категории , устанавливается по согласованию с последним и в пределах его компетенции.Все работы проводятся под руководством художника-реставратора высшей квалификации или 1-й категории , выполняются под его непосредственным наблюдением и под его личную ответственность.
52. Художник-реставратор высшей квалификации имеет право отказаться от руководства работой неквалифицированного исполнителя в случае недостаточной подготовки последнего или проявляемого недобросовестного отношения к поручаемой работе и музейным ценностям.
53. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работы может проводиться только на учебном материале , не имеющим музейного значения.
Выполнение консервационно-реставрационных работ на музейных предметах , представляющих историческую или художественную ценность допускается только при приобретении реставратором необходимого навыка.
54. На каждый реставрируемый музейный предмет реставратор составляет проект рестарационного задания с указанием всех операций (процессов) в их последовательности , рецептуре и материалов.
Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается начальником музея.
ПРИМЕЧАНИЕ : Экстренные противоаварийные консервационные работы , проводимые по утверждённой технологии и с установленной документальной фиксацией ,могут осуществляться по согласованию с главным хранителем музея без предварительного задания , с последующим отчетом на реставрационном совете."
55. Реставратор несёт персональную ответственность :
-за состояние сохранности и непринятие своевременных мер по консервации и реставрации предметов (наряду с заведующим сектором хранения) ;
-за самовольное или некачественное выполнение работ по консервации или реставрации музейных предметов ;
-за применение повреждающих и нерекомендованных методов и реставрационных материалов ;
-за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов ;
-за плохое документирование консервационно-реставрационных работ ;
-за несоблюдение правил противопожарной безопасности в своей работе и в помещении реставрационной мастерской."
Всем советую особо обратить внимание к пунктам Инструкции описывающим Ответственность за упаковку музейных экспонатов для ПЕРЕВОЗКИ.Это прямо указывает на нарушения ныне творящиеся в ЦВММ!
56. Реставратор музея :
-руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов , направляемых на выставки , реставрацию и т.д. , а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично ;
-может привлекаться для работ в фондовой комиссии , определять степень сохранности приобретаемых музейных предметов и в необходимых случаях даёт об этом письменное заключение ;
-принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок , определяя допустимость перевозки экспонатов.В случае , если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета , а администрация музея принимает решение о его отправке , реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения начальнику музея для обсуждения на реставрационном совете ;
-оказывает помощь в работе комиссиям , прибывающим в музей для инспекторской проверки хранения , реставрации и консервации музейных предметов.
57. Реставратор обязан систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.
58. Реставратор имеет право ходатайствовать о присвоении ему очередной квалификационной категории при достижении стажа практической работы и опыта реставрации, предусмотренных положением о комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.
Администрация музея обязана обсудить ходатайство реставратора на заседании реставрационного совета и при наличии его порложительного решения представить в комиссию по аттестации реставраторов необходимые документы и материалы для присвоения реставратору очередной категории.
59. Администрация музея обязана :
-обеспечить реставратору необходимые для его работы условия труда (помещение , оснащение , оборудование , материалы , технику безопасности) ;
-в установленные сроки направлять реставратора на плановое стажирование в центральные реставрационные организации.
60. В случае установления низкого уровня проведения реставратором консервационных и реставрационных работ администрация музея обязана сообщить об этом комиссии по аттестации реставраторов и имеет право обсудить на реставрационном совете и поставить перед комиссией по аттестации вопрос о пересмотре квалификации реставратора.
61. При нанесении музейному предмету ущерба по вине реставратора последний несёт дисциплинарную , материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
62. Категорически запрещается производить какую-либо реставрацию музейных ценностей силами сотрудников музея или частных лиц не имеющих необходимых навыков.
Выполнение консервационных и реставрационных работ приглашенными специалистами по договорам , трудовым соглашениям и т.п. или учреждениями и организациями , не входящими в систему Министерства культуры СССР (Министерства обороны СССР) , может быть допущено только по особому в каждом случае решению реставрационного совета музея.
63. Все необходимые работы по реставрации музейных ценностей при отсутствии в штате музея реставраторов необходимой специальности проводятся в плановом порядке по заявке музея Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. И.Э.Грабаря , Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации , в республиканских научно-реставрационных мастерских , имеющих санкцию Министерства культуры СССР или Министерства культуры РСФСР.А также в реставрационных мастерских Центрального музея ВС СССР.
64. На все памятники истории и культуры , нуждающиеся в неотложной реставрации при отсутствии штатных реставраторов ЦВММ составляет списки с указанием автора , названия , размеров , материалов , техники исполнения , а также характера повреждений или заболевания памятника и направляет эти списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные или республиканские реставрационные мастерские.
65. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные или республиканские реставрационные мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и по разрешению начальника музея на срок не более двух лет.
Выдача оформляется актом , в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок , на который выдаётся музейный предмет.
Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам может производиться только по разрешению политического управления ВМФ.
66. При возвращении музейного предмета из реставрационных мастерских последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных документов : выписки из протоколов реставрационных советов , выписки реставрационных протоколов (паспортов) , заключения о физических и химических методах исследования , дубликаты негативов с фотоотпечатков ,зафиксировавших реставрационный процесс и т.д."
Вот примерно так ещё на десятках страниц все музейные работы разложены "кто-как-за что-почему" и даже из процитированного куска видно грубейшие нарушения ныне творящиеся в ЦВММ и видна ответственность хранителей и ... руководителя реставрационной мастерской (Вадима Борисовича Кузакова).Оный В.Б. специалист высочайшей квалификации , но он всё думал отсидеться-отмолчаться , а в складывающейся ситуации НЕ ВЫЙДЕТ!
Редактировано 2 раз, последний 09.03.2012 09:46 пользователем гармашев.