БТ-2 от "Modelik". Историческая справка + блог создания.
Приступаю к работе над этой моделью.
Краткий обзор журнала разместил в
отзывах о модели.
Первым постом будет небольшие сведения о прототипе, и некоторые факты и мысли нем, которые мне показались важными. Сведений о данном танке в литературе и интернете достаточно много, я постарюсь сильно не повторяться.
Для начала ТТХ. Привожу их из оригинального руководства по эксплуатации:
Создан был этот танк, на базе прототипа американского танка М.1931 конструктора Кристи.
Цитата:М.Барятинский, М. Коломиец. Легкие танки БТ-2 и БТ5.
В 1930 году была образована специальная закупочная комиссия … - для ознакомления и возможной закупки ряда образцов танков, бронемашин, тракторов и автомобилей в … и США. Особо подчеркивалось, что «закупка образцов без технической документации нежелательна». В июне 1930 года состоялась первая встреча … членов комиссии с американским конструктором Уолтером Кристи. Тогда же у наших представителей появилась возможность ознакомиться с новейшей его разработкой – танком М.1931. … в июне 1930 года американский конструктор и представители УММ РККА «ударили по рукам». … Состоялось заключение устного (!) договора на поставку двух танков в полной комплектации с технологической документацией и правом на их изготовление в СССР. Кроме того, Кристи обязался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации М.1931. Общая стоимость контракта составила 160 тысяч долларов.
… обе стороны не делали тайны относительно объектов сделки: Кристи уведомил госдепартамент США о том, что он продал Амторгу два танка и без проблем получил разрешение на вывоз.
///
Приказом по ВСНХ СССР « 73 от 21 мая 1931 года для обеспечения производства танков на ХПЗ было создано КБ. … 25 мая КБ ХПЗ приступило к работе над чертежами и спецификациями танка БТ…. К 26 июля работа над чертежами и технологической документацией была в основном завершена.
///
К 1 ноября были выпущены три машины.
///
Любопытно отметить, что разработка документации велась на основе чертежей, полученных от Кристи, тогда как сами танки М.1931 прибыли на завод только в январе 1932 года.
Я хочу подчеркнуть, что , по моему мнению, БТ-2 -
это не танк Кристи. Он создан на его базе, но почти все узлы были переработаны для возможности изготовления на Харьковском заводе, ряд узлов усовершенствован, вооружение было изменено, с учетом возможностей советской промышленности тех лет. Еще меня конечено абсолютно поразили сроки (21 мая - 1 ноября), за которые людям, в то непростое время, удалось создать эту машину и наладить ее производство!!! Мы в наше время дольше модели собираем, чем тогда Они сумели реальные машины создать. Кстати не только в серию пустить, но и соответвующей документацией обеспечить - посмотрите дату Наставления, что я выше привел.
Вот еще несколько фото того, что у них получилось (все фото кликабельны):
У меня сложилось устойчивое ощущение, что по важности для Советского танкостроения, эта машина была пожалуй такая же, как первый наш спутник для космонавтики. Это был первый советский серийный танк, в процессе создания которого было отлажено серийное производство танков, решены проблемы интеграции различных производств (производство брони, оружия и т.п.), создано конструкторское бюро и , пожалуй самое главное, конструкторская школа. Именно эта школа в этом КБ и разработала впоследствии Т-34. Этот танк стал опытным образцом, для освоения новых технологий и проверки конструкторских решений. Например, это был первый в СССР танк, на который, в виде эксперимента, был установлен экспериментальный разрабатываемый танковый дизель.
Немного "первоисточников":
Цитата:Т-34: путь к Победе : Воспоминания танкостроителей и танкистов / Сост. К. М. Слободин, В. Д. Листровой; Предисл. А. А. Епишева. — X.: Прапор, 1985.
Е. А. КУЛЬЧИЦКИЙ (гвардии полковник. Красноармеец, испытатель танков, заместитель начальника научно-исследовательского бронетанкового полигона, ответственный работник Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.)
Созданию танка Т-34 предшествовала непродолжительная по времени, но яркая и плодотворная история развития танкостроения на Харьковском заводе № 183, одном из первых в стране включившемся в борьбу за оснащение Красной Армии современными танками.
///
В 1931 году по проекту харьковских конструкторов были построены опытные образцы легкого колесно-гусеничного быстроходного танка с противопульной защитой БТ-2.
Не сразу обрела эта машина право на существование. Вследствие недостаточного опыта своих создателей она имела множество дефектов, без устранения которых нечего было и думать о запуске в серийное производство. В механизмах то и дело обнаруживалась утечка смазки, перегревались отдельные детали и целые агрегаты, немало было погрешностей в регулировке и центровке механизмов и агрегатов... Словом, хлопот было предостаточно.
Запомнилось одно почти анекдотическое обстоятельство. Долгое время танки БТ-2, выйдя из опытного цеха и преодолев территорию завода, останавливались, как вкопанные, едва достигнув заводского свинарника. Этот злосчастный свинарник стал предметом насмешек и довольно злых подковырок, его поминали на оперативных совещаниях у директора завода, в разговорах специалистов и даже в кабинетах Главного броневого управления наркомата обороны СССР. Когда, наконец, танку удалось благополучно миновать свинарник и двинуться дальше,— это было воспринято всеми, как радостное событие.
Следует отметить активных участников работы — главного конструктора Николая Михайловича Тоскина, инженеров Сергея Несторовича Махонина, Павла Николаевича Горюна, Ивана Яковлевича Помогайбо, рабочих Александра Васильевича Колосовского, Василия Фомича Захарова, многих других товарищей. В те годы в конструкторском бюро уже активно работали молодые специалисты А. А. Морозов, И. А. Кучеренко и другие, которым через несколько лет выпадет счастье трудиться под руководством Михаила Ильича Кошкина над проектом Т-34.
После тщательных испытаний и доводки танк БТ-2 был рекомендован к серийному производству.
А. А. МОЛОШТАНОВ (чертежник, конструктор, заместитель главного конструктора. Лауреат Государственной премии СССР. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени, «Знак Почета», медалями.)
Моей первой самостоятельной проектной работой была башня для танка БТ-2. С тех пор я бессменно работал в группе башни и вооружения. Нашим коллективом был создан ряд конструкций: БТ-5, БТ-7, БТ-7М. В каждую из них вносились разного рода усовершенствования и новшества.
С приходом на пост главного конструктора Михаила Ильича Кошкина я попал в группу по созданию принципиально нового танка.
///
Мне было поручено разработать чертеж конической башни с возможно большим углом наклона бортовой брони. Как и все в КБ, я работал с большим подъемом и был горд оказанной честью.
Цитата:http://www.pseudology.org/razbory/T34_History.htm
В 1930 году ХПЗ им. Коминтерна как завод, уже накопивший некоторый опыт по конструированию и изготовлению танков, получил особо ответственное задание — начать работы по созданию и организации производства специального быстроходного танка, необходимого для укомплектования механизированных соединений Красной Армии.
Для помощи и усиления руководства работами по созданию первого быстроходного танка к бюро был прикомандирован из Управления механизации и моторизации Красной Армии опытный военный инженер Н. М. Тоскин.
Работа над быстроходным танком (БТ) переросла предполагаемые рамки и превратилась в творческий процесс создания не только новых узлов, но и совершенно новой компоновки машины.
Его главной конструктивной особенностью являлось наличие колесно-гусеничного движителя, позволявшего в хороших дорожных условиях двигаться на колесах, а по бездорожью — на гусеницах. Руководителем всех работ, связанных с танком БТ, был Н.М. Тоскин. Первый танк (он назывался ОБТ - опытный) был собран в конце сентября 1931 года. После некоторых незначительных переделок и доводки конструкции танк пошел в серию под маркой БТ-2.
Поскольку вопрос создания быстроходного танка был решен, Н.М. Тоскин (как кадровый военный инженер) был отозван в Управление механизации и моторизации КА для продолжения своей основной службы. 06 декабря 1931 года руководителем танкового КБ был назначен А.О. Фирсов.
28 декабря 1936 года приказом Наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе Главным конструктором танкового КБ завода № 183 был назначен М.И. Кошкин, взамен обвиненного в негодной конструкции КПП и репрессированного А.О. Фирсова, хотя массовый выход из строя этого узла был вызван неправильной эксплуатацией и «увлечением» прыжками на танках БТ.
Под руководством М.И. Кошкина была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нем созданного к тому времени на заводе дизель-мотора В-2. Это был первый в мире танк, имевший дизельный двигатель.
Танку БТ-7 с дизельным двигателем по чертежно-технической документации завода было присвоено наименование А-8, в армию же он отправлялся под маркой БТ-7М.
Еще несколько фото с сайта
www.battlefield.ru
В заключении, немного о боевом использовании этой машины.
К началу боевых действий в Финскую кампанию и к ВОВ, почти все машины БТ-2, были в частях в качестве учебных машин. Кроме того, этот танк изначально создавался как легкий быстроходный танк имевший только противопульное бронирование, конструктивно он не был предназначен для ведения танковых дуэлей. Этим, а так же отсутствием опыта ведения боевых действий против тяжелой моторизовнной техники, обусловлено большое количество потерь этих танков. Однако, эти танки на начальной стадии ВОВ внесли свой вклад в остановку противника, а в опытных руках становились хорошим оружием.
Цитата:Мемуары -- Катуков М.Е. (ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ТАНКОВЫХ ВОЙСК) На острие главного удара
По штату нам полагались танки последнего выпуска Т-34 и КВ. Их обещали поставить в июле сорок первого. А пока весь наш парк состоял из 33 учебных подержанных и побитых БТ-2, БТ-5. Другие части дивизии тоже были недоукомплектованы.
///
Первый бой произошел 24 июня у местечка Клевань. Разведка сообщила, что по соседству расположились на отдых моторизованные части 13-й танковой дивизии противника. После изнурительного марша солдаты валились с ног от усталости, но времени на отдых не было. Дивизия получила приказ атаковать врага.
Основной огневой силой нашего соединения был артиллерийский полк (24 орудия). Он состоял из двух дивизионов: один — из 152-мм, другой — из 122-мм гаубиц. Командовал полком майор С. И. Юрьев. Поставив орудия на прямую наводку, артиллеристы расстреливали танки и пехоту противника.
///
Но в этом первом неравном бою мы потеряли все 33 наши учебные «бэтушки». Наши БТ не представляли собой грозной силы, к тому же использовали мы их неправильно. С такими быстроходными, но слабобронированными и легковооруженными машинами нельзя было ввязываться в открытый бой. Но горький урок не прошел даром: и не только потому, что за каждый наш танк немцам пришлось заплатить по нескольку танков, — опыт боев на Украине, и в частности именно этот бой под Клеванью, впервые заставил меня задуматься над вопросом широкого использования тактики танковых засад. Эта тактика впоследствии в боях под Орлом помогла нам с малыми силами нанести серьезный урон 24-му танковому корпусу Гудериана.
///
Уже после боя под Клеванью, видя преимущество врага в танках и авиации, я стал задумываться над тем, как с максимальной эффективностью применять танковые засады в обороне. Постепенно сложилась такая схема. Мотострелки располагаются в обороне, предварительно отрыв настоящие окопы и ложные. В ложных ставятся макеты душек и пулеметов. Часть этих окопов занимают небольшие группы бойцов с настоящими пулеметами. На их долю выпадает роль «актеров», инсценирующих передний край. Сзади, на небольшом расстоянии, идут настоящие окопы, а дальше, на танкоопасных направлениях, ставятся танки — иногда взвод, иногда просто одна машина. Для маскировки танки используют местные укрытия: кустарники, деревья, скирды хлеба, стога сена, обратные скаты высот. Каждый экипаж готовит себе не одну позицию, а две-три, которые можно менять незаметно для противника. Экипажи заранее определяют ориентиры и расстояния до них. С пехотой, артиллерией, саперами заблаговременно организуется взаимодействие и устанавливается связь или по радио, или специальными сигналами, или посыльными. Все танковые экипажи должны находиться в поле зрения друг друга, готовые прийти на помощь соседу.
Противник начинает вести наземную и воздушную разведку. Засады не обнаруживают себя. Противник боем прощупывает передний край. В действие вступают «актеры» в ложных позициях, артиллерия и минометы с запасных позиций. Танки молчат.
Авиация врага начинает бомбить ложные окопы. «Актеры» незаметно отступают ходами сообщения. И наконец, противник пускает танки в сопровождении пехоты. Наступают самые критические минуты боя.
Стрелки, артиллеристы, минометчики расстреливают пехоту противника. Засады молчат. И только тогда, когда вражеские машины подходят на 200—300 метров, засады выходят на огневую позицию и открывают огонь по атакующим в упор, наверняка. В то же время экипажи засад не выпускают из поля зрения соседей и бьют в борта прорвавшихся танков противника. Получается косоприцельный, перекрестный, губительный огонь.
Командир засады выходит на огневую позицию только в случае крайней необходимости. Откуда-нибудь из окопчика или из-за кустарника следит он за полем боя, намечает цели, определяет прицел и лишь после этого садится в танк, и машина выскакивает, чтобы открыть огонь. Прицел поставлен, пушка приблизительно наведена на цель. Сделав три-четыре выстрела, танк задним ходом отползает в укрытие. Долго стоять на позиции нельзя: экипаж станет жертвой прицельного огня.
Из укрытия командиры снова ведут наблюдение и снова выскакивают на позицию, но теперь уже на другую. Так повторяется несколько раз.
Завершить этот пост, хотелось фото с сайта
waralbum.ru . Они произвели на меня неизгладимое впечатление.
Вечная СЛАВА и ПАМЯТЬ погибшим героям...
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...