Доброго времени суток всем.
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", - это я к тому, что работы по первым каткам оказалось много, плюс ко всему часть этой работы была абсолютно новой для меня, т.к. катки я до сих пор в своей жизни не клеил. Первыми катками стали катки-ленивцы, самые "простые" из всех. Надо сказать, что инструкция тут построена очень грамотно, предлагая идти "от простого к сложному". Слово "простому" намеренно взял в кавычки, т.к. даже ленивцы по конструкции совсем не просты, по крайней мере для меня.
Сразу извиняюсь за большой пост, есть много о чем написать. Так много (122 фото), что я решил описание самого процесса разбить на 2 отдельных поста, этот будет первым.
Итак, вот инструкция по "простым" ленивцам:
Вот сами катки с элементами крепления:
крепежные "наплывы" на корпусе:
Ленивцы я не приклеивал на штатные места по следующим соображениям. Все катки должны быть на одинаковом расстоянии от ДП. Всеми катками при монтаже можно "играть" по расстоянию. Всеми, кроме одной пары - поворотных катков. Именно поэтому, после финального монтажа повротных катков, а они как раз следующие на очереди, я по ним буду равнять все остальные, и начну как раз с ленивцев. Пока же, покажу результаты примерки без клея:
"Первый блин (каток) - ..." - вставляйте по желанию. На мой взгляд - на твердый "Уд" я наработал, т.е. "зачет" есть, но еще "копать и копать". После примерки произошло очередное "преображение", - модель все больше и больше начинает походить именно на танк, а не что либо еще. Ну и носовая подвеска в комплекте с ленивцами, теперь уже начинает "внушать" - "нафарширован" нос хорошо
.
Теперь о процессе сборки. Прежде чем начинать собственно описание процесса, несколько общих выводов, накопившихся к текущему моменту. "Доверяй- но проверяй" - стало уже по умолчанию принципом работы при сборке этой модели. Вырисовалась интересная особеность разработки. При общей точности деталей, есть 2 момента, которые надо всегда проверять. 1 - длина обейчаток на цилиндрические детали - она очень часто не совпадает с правильной, причем разброс статистический в обе стороны - может быть длинее, а может и короче. Видимо в момент разработки число Пи было подвержено влиянию вспышек на солнце
. 2 - внутренние отверстия под цилиндры. У деталей, сидящих на одном и том же цилиндре - диаметры означенных отверстий могут быть разными (и совсем не факт, что хотя бы одно из них будет равно диаметру цилиндра-втулки).
Самое интиресное, что считать это косяком разработки - рука не поднимается, так как в остальном сходимость почти идеальная. Скорее это индивидуальная особенность разработки, которую надо учитывать
. Учитываю я их так. Обейчатки не отрезаю по размеченной длине, а сначала скручиваю и примеряю по донышку, и отмечаю линию отреза. Для внутренних отверстий - сначала замеряю диаметры всех соосных отверстий, и выбираю на какой следует ориентироваться при сборке. Кроме всего прочего, эти особенности привели меня к новой (для меня) технологии склейки обейчатки с донышком.
Перехожу к описанию процесса. Часть 1.
- составные части одной "простой" детали
- изготовление начал с вырезания внешних ободов катков. Тут я напоролся на первую неожиданность. Вырезать решил циркульным Олфовским ножем. Но...то ли нож у меня с браком, то ли руки кривые....но почему то вместо окружности получалась спираль, сколько я ни пытался. В результате частично повредил первую заготовку.
- посмотрев на все это, убедился в очередной раз что "лучшее - враг хорошего", плюнул на все взял в руки старый добрый АК-3 и вырезал им внутренние отверстия, а наружные ножницами.
- повторил процедуру с кольцами накладок на обода
-удалил с них расшивку с внешнего радиуса, прокрасил торцы и приклеил на ПВА на внешние обода. После этого с готовых ободов удалил расшивку по внутреннему и внешнему радиусу и прокрасил торцы.
- Наклейка обейчаток. Помимо описанной выше "особенности" с длиной обейчаток у меня всегда был вопрос, как приклеить обейчатку к донышку так, чтобы склейка по углу был минимально заметен. Даже если размеры обейчатки даны абсолютно точно, то остается вопрос - как вкклить донышко - вставляя его внутрь цлиндра или накладывая сверху, при этом в обоих случаях торец сильно виден и даже при прокраске портит картину. Плюс проблема приклейки без перекосов. В процессе обдумывания и попыток родилась следующая технология склейки таких деталей.
- вырезал заготовки обейчаток, оставляя запас по длине и стачивая (по возможности) сторону склейки с донышком на 45 град. (так же на 45 град стачивается и кромка донышка), удалил расшивку и прокрасил торцы
- на плоской поверхности покрытой файликом фиксирую састь обейчатки вплотную к донышку и изнутри закрепляю капелькой супермомента геля. Добиваюсь плотного контакта между внешними кромками обейчатки и донышка и прямого угла между ними. После того, как место контакта "схватится", процесс идет гораздо проще - прижимаем посегметно обейчатку к ободу и изнутри промазываем супермомнтом- гелем. Так за 4-5 приемов приклеисвается почти вся обейчатка, за исключением торчащего с внешней части запаса.
- прижав ободом к поверхности свободный конец, изнутри ножом точно по линии внутреннего приклеенного уже края обейчатки отрезаем запас. Если плотно прижать нож к уже приклееному краю, то неприклееный конец, после обрезания, идеально по длине стыкуется с ним. Остается только изнутри промазать супермоментом-гелем (даже торец прокрашивать не пришлось).
- вот результат. По качеству внешнешнего шва, скорости изготовления и общему впечатлению, у меня пожалуй лучше еще не было.
- Диски катков. Склеил с обороткой на момент-кристалл контактным способом, вырезал отверстия ножем, по контуру - ножницами. Удалил расшивку и прокрасил торцы.
- Далее конвеерный метод уступил место индивидуальной подгонке. Под каждый обод катка диск подгонялся индивидуально по размеру, стачивал у дисков внешнюю кромку под 45 град. Прокрасил торцы и приклеил диски к каткам на ПВА, смазав скос диска изнутри и снаружи надев каток и прижав его к поверхности.
- наружная часть внутреннего колца. Отож завернул. Вырезал обейчатки (с запасом по длине), удалил расшивку с внешнего видимого края и прокрасил торцы
- вставлял обейчатку "внатяг" в каток, ножем отмечал место отреза, вытаскивал заготовку и по метке отрезал по длине
- вставив обрезанную заготвку обейчатки расправлял по ободу так, чтобы края соединилсь "встык", изнутри место соединения смазывал капелькой супермомент-геля. Им же в 2х местах (в месте склейки и по диаметру напротив) чуть прихватил обейчатки к дискам.
- абсолютно такая же операция с внутренней частью внутреннего кольца
, за исключением того, что расшивку надо удалять уже по обоим краям
- метод склейки тут немного другой. после примерки и отрезки обейчатки внутреннего кольца, смзывал в 2-3х местах изнутри уже приклееное кольцо ПВА и потом скрученную в кольцо меньшего диаметра внутреннюю обейчатку вставлял внутрь и давал ей распрямиться, помогая зубочисткой и разравнивая по внешнему кольцу.
Пожалй на этом и закончу первую часть. Получилось и так немало, следующий пост будет продолжением описания процесса сборки ленивцев.
Ну а по модели я перейду к сборке поворотных катков. "Фарша" там предвидится гораздо больше.
Спасибо Всем смотрящим и интересующимся, еще раз извиняюсь за столь длинный пост.
Всем удачной сборки и хорошей сходиости!
----------------------------------------
'Плывет в тоске невыразимой
Среди кирпичного надсада
Ночной кораблик негасимый
Из Александровского сада.'
Завершено:
МИГ 31 (от Пеленг),
Z-5 (от Answer),
БТ-2 (от Modelik),
Миг-3 (от Answer),
Аврора (от Quest),
АМО-Ф15 (от Modelik)
Бложик с текущей постройкой...